Из истории миссионерского служения в Волгоградской епархии

А.Л. Клейтман,

кандидат исторических наук, доцент

ВФ РАНХиГС

Из истории миссионерского служения в Волгоградской епархии. Епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков) и начало миссионерской деятельности среди сектантов Царицынского и Камышинского уездов Саратовской епархии в 1830-1840-х гг.

На территории современной Волгоградской епархии уже в XVIII-XIXвв. миссионерская работа была одним из важных направлений деятельности православного духовенства, поскольку местное население было неоднородным по своему конфессиональному составу: здесь проживали калмыки, исповедовавшие буддизм, колонисты – католики и протестанты, высокой была численность старообрядцев и сектантов. Заволжская часть современной Волгоградской области в XIX веке стала одним из мест наибольшего распространения сектантства не только в Нижнем Поволжье, но и в России в целом, а Усть-Медведицкий и Хоперский округа Области Войска Донского были известными центрами старообрядчества.

Епископ Иаков (Вечерков)

Епископ Иаков (Вечерков)

На территории современной Волгоградской и Камышинской епархии начало активной миссионерской деятельности относится к 1830‑м гг. и было связано с именем саратовского епископа Иакова (Вечеркова), которого в современной историографии часто рассматривают как идеолога и руководителя активной и даже агрессивной политики, направленной на обращение старообрядцев в православие, реализовывавшейся в Саратовском Поволжье в 1830-1840-х гг. Действительно, несмотря на то, что применение репрессивно-полицейских мер при обращении раскольников не поддерживали многие авторитетные представители местного духовенства и региональной светской власти, преосвященный Иаков считал, что к ним необходимо прибегать при невозможности обратить раскольников и сектантов в православие путем увещевания и проповедей. Следует отметить, однако, что деятельность Иакова (Вечеркова) по обращению раскольников и сектантов далеко не ограничивалась подобными полицейско-репрессивными мерами. Под его руководством в 1830-1840-х гг. в Саратовской епархии была организована такая активная миссионерская работа, которая по своим масштабам и интенсивности в это время практически не имела аналогов в других регионах Российской империи.

В 1833 г., уже на следующий год после назначения на Саратовскую епископскую кафедру, Иаков (Вечерков) обратился в Священный Синод с запросом разрешить учредить в Саратовской губернии, в том числе Царицынском и Камышинском уездах, миссию «на том же основании, как оныя учреждены в Перми, то есть с назначением небольшого жалованья для священнослужителей, которые будут для сего дела избраны, дабы они тем охотнее оставляли свои семьи и хозяйства для проповедывания истиннаго вероисповедывания, где потребует особенная надобность и куда позовет их епархиальное начальство»[1]. Решение о создание миссии было принято лично императором Николаем I, который наложил на бумагах Иакова (Вечеркова) и обер-прокурора Синода С.Д. Нечаева по данному вопросу резолюцию: «Согласен, но быть как действиях, так и в выборе миссионеров крайне осторожным»[2]. Преосвященный Иаков планировал назначить епархиальными миссионерами четырех священнослужителей, в том числе священника Дубовского посада Гавриила Смирнова. В его планы, однако, Синодом были внесены небольшие корректировки: было решено «определить на первый раз двух миссионеров из представленных» — священников г. Саратова и г. Волгска, а основные их усилия направить на обращение старообрядцев, в основном проживавших в северной части губернии[3].

Как свидетельствует переписка епископа Иакова с Синодом, в южной части епархии – Царицынском и Камышинском уездах миссионерская деятельность тоже велась, но по большей части обычными местными священниками, не имевшими статуса миссионеров. Так, в июне 1834 г. преосвященный отправил в Синод «репорт» о том, что священнику Дубовского посада Максиму Волковскому, который был командирован в с. Соломатино Камышинского уезда для «увещания молокан», удалось обратить в «православную Грекороссийскую веру, посредством крещения» проживавшего здесь «лжеучителя малаканов» однодворца Сидора Андреева[4].

В апреле 1835 г. Синодом было принято решение активизировать в Саратовской епархии миссионерскую деятельность, направленную против молокан. Наряду с некоторыми другими населенными пунктами губернии, крупными центрами молоканства, по данным, представленным Иаковым (Вечерковым), были села заволжской части Царицынского уезда: с. Пришиб, в котором проживали 2861 человек православных и 1678 молокан-воскресников, и с. Болыклеи (1637 православных, 41 молоканин-воскресник и 237 молокан-субботников). Значительным число молокан также было в с. Соляной ерик Царицынского уезда, с. Рыбном Камышинского уезда и др. В деревне Батаевке, приходом относившейся к церкви в с. Владимировке, численность молокан (до 400 душ обоего пола) более чем втрое превышала численность православных (130 человек), и молоканы здесь, по словам преосвященного Иакова, были «самые грубые и закоренелые»[5]. Для усиления миссионерской работы, направленной против молокан, было принято решение переместить в села, «зараженные» молоканством, наиболее образованных и хорошо проявивших свои миссионерские способности священников, им были назначены дополнительные «вспомогательные оклады». Новым священникам в «молоканских приходах» было предписано «вести себя благонравно и трезвенно…, совершать церковные служения чинно и благоговейно, приказывая причетникам читать внятно и петь со страхом Божиим; при чтении Библии передавать памяти те места,…, которыми ниспровергается молоканизм», а кроме того «беседовать с молоканами особенно в воскресные и праздничные дни сколь можно чаще вообще со всеми и по домам, избегая запалчивости и оскорбительных слов и приглашая с собою, если то нужно будет, полицейского местного служителя»[6].

Как свидетельствует сохранившаяся переписка епископа Иакова (Вечеркова) с обер-прокурором Синода С.Д. Нечаевым, преосвященный считал проповедь православия среди молокан, существенная часть которых проживала на территории современной Волгоградской епархии, одним из наиболее важных направлений своей деятельности. Так в письме от 13 апреля 1836 г. он отмечал: «Здесь главная, первостатейная борьба с малаканами. Епархия наводнена сим злом. Малаканы в хуторах, малаканы в селах, малаканы в городах. Открытых до 8000, а потаенных должно быть не мало, как видно из некоторых обстоятельств»[7]. Примечательно, что владыка Иаков считал эффективной в борьбе против молокан миссионерскую, проповедническую деятельность, а не только репрессивные мероприятия светских властей, к которым, впрочем, он также прибегал. В письме к С.Д. Нечаеву преосвященный Иаков отмечал: «Сие зло начинает ослабевать. Некоторые из молокан на сих днях полетели далеко. Пора духовным опомниться – отстать от пьянства и заняться по-прилежнее чтением Слова Божия. Кажется, Бог попустил молоканов для научения нас трезвости и священному писанию»[8].

Участие в миссионерском служении принимали учащиеся саратовских духовной семинарии и духовных училищ. Как отмечал современник и очевидец деятельности епископа Иакова в данном направлении, под руководством своих учителей ученики писали «беседы» священников с представителями различных раскольнических сект, в которых учились опровергать их вероучения. Многие учащиеся, жившие «на квартирах у раскольников», вели с ними разговоры о вере, присматривались к их образу жизни[9].

Миссионерская деятельность в Саратовской епархии не была бы такой интенсивной без личного участия в ней преосвященного Иакова. Как отмечали современники, «нераз приходилось ему получать отказ в домах раскольников, к которым он ездил для того, чтобы свести знакомство: преосвященный не смущался и не огорчался этим; он отправлялся к ним в другой и в третий раз, и таки добивался своего»[10].

Летом 1836 г. во время посещения Дубовки Царицынского уезда преосвященный Иаков в ходе личных бесед с местными «представителями и наставниками молоканской воскресенской секты» Иакинфом Семеновым Поповым и Онуфрием Ивановым Козеевым смог убедить их принять православие. Следует отметить, что Иакинф Попов был одним из старейших молокан, был знаком с основателем секты Уклеиным, принес малаканство в с. Пришиб, Заплавное и несколько других сел Заволжья, в Дубовке проживал с 1799 г. После обращения в православие И. Попов, несмотря на то, что был вынужден жить среди малакан, оставался верен православной церкви до конца своей жизни[11].

Таким образом, в 1830-1840-х гг. во многом по инициативе Иакова (Вечеркова) епархиальными и губернскими властями велась активная политика, направленная против раскольников и сектантов. С одной стороны, она основывалась на убеждении и проповеди, но с другой, активно опиралась и на репрессивные меры. Под жесткий контроль была взята жизнь местных сектантов – молокан-субботников и воскресников, скопцов, хлыстов и др., многие из них были обращены в православие, но многие были подвергнуты гонениям – ссылкам, отправке в рекруты, арестам. Тем не менее, несмотря на многие перегибы, жестокости, допущенные в обращении с раскольниками в 1830-1840-х гг., именно в годы епископства Иакова (Вечеркова) в Саратовском Поволжье, раньше, чем в большинстве других епархий Русской православной церкви, было организовано миссионерское служение, основанное на увещевании и проповеди, пусть тяжелым путем, но был получен первый опыт ведения миссионерской работы. Архивные документы свидетельствуют, что на протяжении 1850-1860‑х гг. в Саратовской епархии против раскольников продолжали приниматься полицейские меры, «за особо вредное влияние на своих единомышленников» многие сектанты ставились на учет в полиции[12], но активная проповедническая, миссионерская деятельность церкви стала постепенно возобновляться только в конце 1860-1870-х гг.

 

[1] РГИА. Ф. 796. Оп. 114. Д. 777. Л. 1-1 об.

[2] Там же.

[3] Там же. Л. 16.

[4] Там же. Л. 29.

[5] Там же. Л. 105 об. – 106.

[6] Там же. Л. 74 -76.

[7] Там же. Ф. 796. Оп. 205. Д. 872. Л. 22-23 об.

[8] Там же.

[9] Там же. С. 55-56.

[10] Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова, по обращению раскольников Саратовской губернии с 1832 по 1839 год. СПб.: в типографии штаба военно-учебных заведений, 1862. С. 55.

[11] П.П.Л. Воспоминание о Высокопреосвященнейшем Иакове, бывшем епископе Саратовском // СЕВ. 1872. № 16. С. 408-418.

[12] РГИА. Ф. 1286. Оп. 30. Д. 1689. Л. 271-279 и др.

(236)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели