Почему христиане отвергают многобожие?

Оригинал: http://www.pravmir.ru/pochemu-hristiane-otvergayut-mnogobozhie/#ixzz3M9EPFZzj

Диакон Павел Сержантов | 17 декабря 2014 г.
Один Бог – это не только догмат веры, но еще и логическая необходимость. Об аргументах в пользу единобожия, сформулированных преподобным Иоанном Дамаскиным, чью память чтит Церковь сегодня, напоминает диакон Павел Сержантов.

По разным причинам православным христианам не подходит вера во многих богов. Есть среди этих причин и та, которую сформулировал преподобный Иоанн Дамаскин. Память этого Святого Отца мы совершаем как раз 17 декабря.

Преподобный Иоанн в своих размышлениях о единобожии и многобожии исходит из понятия о совершенстве Бога.

Тут с ним никто не будет спорить. Божество не просто выше человека, Бог – вообще самое высшее существо. В противном случае, это не Бог. Хорошо, но как выяснить, один ли Бог или есть еще?

Попробуем выяснить вместе с преподобным Иоанном. Богу как высшему существу присуще совершенство, причем совершенство во всем. Что же из этого следует? У нас есть внятный ответ, нужно только его продумать и прочувствовать.

Обратимся к рассуждениям святого Иоанна Дамаскина:

«Божество – совершенно и – без недостатка как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо, и – просто сказать – совершенно во всех отношениях.

Поэтому, если скажем, что богов – много, то необходимо, чтобы между многими замечалось различие. Ибо, если между ними нет никакого различия, то скорее Бог – один, а не много богов. Если же между ними есть различие, то где – совершенство? Ибо, если Бог останется позади совершенства или относительно благости, или силы, или мудрости, или времени, или места, то не может быть Богом. Тождество же во всех отношениях скорее показывает одного, а не многих» (Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. V).

Пытливый человеческий ум все время что-то анализирует и отличает что-то одно от чего-то другого. На этом строится вся наша бытовая жизнь и научная мысль.

Еще со времен седой античности философы утверждали, что если между одним предметом и другим предметом мы не находим никаких различий, то, на самом деле, это один предмет, а не два. Утверждать, что перед нами два предмета можно лишь тогда, когда хотя бы какое-то различие имеется: по качествам предмета, по месту и времени его нахождения.

Если в Божестве мы видим полноту совершенства, то Божество может быть только одно. В противном случае между божественными существами сразу надо признать различия: одно из божеств – вполне совершенное, а другие менее совершенные, или в разной степени совершенные. То есть, говоря напрямик, прочие божества в таком случае оказываются несовершенными. Но тогда стоит ли их считать божествами? Не слишком ли много им чести?

Преподобный Иоанн Дамаскин

Признание за Богом полноты совершенства не оставляет рядом с ним места для кого-то иного, равного Ему.

Преподобный Иоанн перечисляет качества высшей природы: Божество совершенно в отношении благости, силы, мудрости, времени, места и т.д. Иными словами: Бог – Всеблагой, Всесильный, Всемудрый, Всевременный (лучше сказать: Вечный), Вездесущий.

Посреди этой полноты благости, силы, мудрости, в этом удивительном Его присутствии повсюду и всегда – сияет высшее величие Божества. И если бесконечная полнота у Божества есть, то не может находиться рядом с одной «божественной бесконечностью силы» другая «божественная бесконечность минус пять единиц силы». Не может никак.

В ущербных, несовершенных богов православные люди отказываются верить. Недостойно человека поклоняться перед богами, у которых обязательно есть какие-то недостатки и несовершенства. Слишком уж грандиозное существо сам человек. Он ведь создан по образу всесовершенного Бога.

Чему попало давать самое высокое именование Божества для мыслящего человека негоже.

 

 

(80)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели