Святой Григорий Назианзин

Оригинал: http://www.pemptousia.ru/2014/

6 февраля 2014

Завтра Церковь празднует и чтит священную память святителя Григория Богослова. Святой Григорий – один из трех великих иерархов и вселенских учителей Церкви наряду с Василием Великим и Иоанном Златоустом. После апостола и евангелиста Иоанна он является вторым, кого Церковь удостоила звания Богослова; третий – святой Симеон Новый Богослов. Святой Григорий – выразитель тринитарного богословия, так как во всех его трудах центральная проблема – это тайна Святой Троицы. В пятом Слове о богословии он пишет: “Чтоб поклонялись Отцу, и Сыну, и Святому Духу – единому Божеству и единой Силе…”

gregory_the_theologian2

Святой Григорий Богослов родился в 329 в Aрианзо, маленькой каппадокийской деревне, недалеко от города Назианзо, поэтому его ещё называют Назианзин. Его отца также звали Григорием, он был епископом Назианзо, а мать его именовалась Нонной. С малого возраста это был старательный и прилежный мальчик, который блестяще учился в Назианзо, в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, а потом и в Афинах. Здесь он сдружился со своим соотечественником Василием Великим, они провели целых шесть лет вместе, изучая зарубежную философию. В конце концов, ему предложили место профессора, но он предпочел вернуться на родину в Назианзо.

В Каппадокии святые вновь встретились и стали жить вместе в уединении в пустыне, посвятив себя духовному деланию и изучая богословие. В возрасте 30 лет Григорий принял крещение и был рукоположен своим отцом в пресвитеры. Долгое время он помогает епископу Григорию в управлении епархией. А в 372 году, когда Григорию Богослову было 43 года, Василий Великий, бывший в то время уже архиепископом Кесарии, рукоположил его в епископа города Сасимы. Это рукоположение произошло против его воли, поэтому святой Григорий отказался ехать в Сасиму, а остался помогать отцу в Назианзо. В письме по поводу рукоположения Василий Великий пишет, что Григорий заслуживает управления мировой епархией.

В 375 году, когда скончался отец святого Григория, православные Константинополя, где арианцы взяли под контроль почти все церкви, отправились в Назианзо и пригласили святого Григория в город. Он был единственным, кто мог, вооружённый богословской мудростью и красноречием, столкнуться с еретиками. Таким образом, по прибытии в Константинополь, в небольшой церкви святого Анастасии святой Григорий огласил свои знаменитые пять богословских Слов против ариан и македонцев. Ариане были последователями Ария, они отказывались признавать Божественность Иисуса Христа, а македонцы – последователями Македония, они не признавали Божественность Святого Духа.

В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский собор, на котором были приняты последние пять членов (предложений)  Символа Веры: восьмое предложение “И в Духа Святаго…” является учением святого Григория Богослова. Священный Синод выбрал нового председателя на осиротевший престол архиепископа Константинополя – святого Григория. Впоследствии, когда скончался председатель Синода, святой Мелетий Антиохийский, председателем Синода стал святой Григорий. Однако позднее этому воспротивились епископы Македонии, которые прибыли в Константинополь, и поэтому Григорий ушел на покой и отбыл в Каппадокию.

Кроме святого жития Григорий Богослов оставил Церкви свои великие труды. Как прекрасно его Прощальное Слово, которым он попрощался с Синодом и всеми христианами! В этом Слове святой Григорий пересказывает всю свою жизнь. Когда после ухода на покой Григорий вернулся в Каппадокию, Василия Великого не было в живых уже два года. Тогда святой Григорий и написал и огласил известный эпитафий, посвящённый Василию Великому.

Григорий прожил еще восемь лет и умер в 389 году в возрасте 60 лет.

Святой Григорий Назианзин является истинным Богословом и отцом Церкви, служителем слова и Божественных тайн. Прощаясь со Вторым Вселенским Синодом, он сказал: “Священство в чистоте и правде сохранил.” Аминь.

Митрополит Козанский Дионисий, Живые картины, изд. Апостолики Диакониа, стр. 329-331.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

(94)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели