СТАРЕЦ ЛУКА ФИЛОФЕЙСКИЙ: НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДОСТИГНУТЬ СИДЯ, СЛОЖА РУКИ

Оригинал: http://www.pravoslavie.ru/smi/77414.htm

 В Евангелии можно получить ответы на все вопросы. Но для того, чтобы их найти, необходимо читать Священное Писание каждый день. Этим мы угодим Господу и Пресвятой Богородице.

Это совсем не сложно: во время утренних или вечерних молитв прочитать главу из Евангелия.

Увидишь, как многие жизненные вопросы будут находить разрешение в Священном Писании. Можно взять блокнот и записывать: «ответ на такой-то вопрос в такой-то главе» и т.д.

    

Невозможно, чтобы Господь дал нам Евангелие, которое не содержало бы в себе все ответы на вопросы людей.

— Вопрос от нашего читателя, желающего стать монахом на Святой Горе Афон. Он пишет что в миру много искушений и кроме того, у него ничего толком не получается…

— Это связано с расслабленностью, которую он допустил в своей жизни. Где-то он пошел на компромисс с грехом и теперь хочет найти точку опоры, чтобы снова встать на ноги. Но при этом хочет сделать это одним скачком, не прилагая усилий, без духовной брани. Это невозможно.

Часто человеку кажется, что во всем виноваты окружающие. Особенно на этапе становления, когда он выбирает свой путь: остаться в миру или стать монахом. Ему кажется, что если он уйдет из мира, спасется от искушений и сложных хитросплетений жизненных обстоятельств, которые причиняют ему расстройство.

То есть стремление к монашеству вызвано не потребностью в подвиге и стремлением к святой жизни, а представляет собой попытку вырваться из пут расстройства, которое причиняет мир. Возникает иллюзия, что в монастыре он будет недоступен для искушений.

Представим себе человека, который становится монахом, потому что ему мешает мир. Он не столько хочет стать иноком, сколь пытается избежать соблазнов мира сего. Когда он поступает в обитель и затворяется в четырех стенах, осознает, что мир, от которого он бежал, по-прежнему с ним (живет у него в сердце). Дух мира сего он взял с собой в монастырь.

Те часы, когда он будет оставаться один в своей келье, станут для него поводом для размышлений. Господь даст ему понять: «В миру тебе казалось, что причина твоих неудач люди и внешние обстоятельства. А сейчас, когда ты один на один с собой, что и кто тебе мешает? Значит, корень проблем внутри тебя самого».

Он искал отдыха в монастыре, а столкнулся с сложностями: восемь часов молитвы, восемь часов послушание.

Обычно в миру опускают руки люди, которые не привыкли трудиться и делают себе поблажки, не вступая в брань со своим «ветхим человеком». Они не хотят меняться сами, а желают, чтобы окружающие изменились по отношению к ним.

Попав в монастырь такие люди через несколько месяцев понимают, что жизнь здесь еще сложнее, чем в миру, и многие из них возвращаются назад.

   

 У преподобного Ефрема Сирина есть замечательная притча, которую можно приложить к рассматриваемой ситуации:

«В некоторой стороне жил богатый человек, и купил себе имение за рекой, и, созвав рабов своих, отправился тотчас в дорогу, а имение разделил, дав каждому, сколько сам хотел, и сказал им: «Пусть каждый из вас идет на свой участок и работает на нем, пока не приду смотреть на работу вашу».

И одни из рабов оказались благодарными и приверженными господину своему, и они не ослушались приказания владыки, а другие, будучи непокорны и упрямы, стали противоречить господину, говоря: «Не послушаемся слова твоего, не пойдем за реку и не станем работать в имении твоем». И при всем том господин их не прогневался, но приготовил рабам своим питье и, упоив непослушных рабов, отдал приказание другим слугам. Они, перевезя их через реку, положили каждого на том участке, который дал им господин. И после один из них, отрезвившись, видит, что лежит он за рекой на участке, который дал ему господин его. И раб пришел от того в ужас и сказал сам в себе: «Если так полюбил меня господин мой, что при моей непокорности ему не прогневался на меня, но перенес все великодушно и, как во сне, переправил меня через эту большую и быструю реку, и положил на участке моем, то и я буду усердно работать в имении, помня его благодеяния». И начал раб тот прилежно работать, так что сравнялся с начавшими дело прежде него…

    

Много потом прошло времени. Господин рабов тех пришел посмотреть на дело каждого и, видя работу прежде начавших, благословил их. Потом идет также к рабу, которого переправил через реку, как во сне, и, видя хорошую работу его, порадовался на него и благословил его…

Под богатым же разумею Владыку Христа, под имением – веру; под упоением – крайность обстоятельств; под быстрой рекой – прелесть и богатство века сего; под усердными рабами – праведных; под рабом, отрезвившимся от упоения и начавшим работать, – человека грешного, который при встретившейся с ним крайности обстоятельств, познав по этому Божии благодеяния, отрезвился от многих грехов и обратился к праведной жизни, исполняя волю Божию»1.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человек оказавший в монастыре не будучи званным а вследствие жизненных обстоятельств – способен преуспеть. Но чтобы преуспеть и в миру и в монашеской жизни необходимо прикладывать усилия, ничего нельзя достигнуть стоя на месте и сидя сложа руки.

(189)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели