Свет Туринской плащаницы

Источник: www.stoletie.ru

Христианская реликвия выставлена на поклонение верующим

Исследователи до сих спорят о подлинности реликвии – прямоугольного льняного полотна размером 4,41 на 1,13 метров, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На нем – двойное изображение мужчины, который подвергся пыткам и был распят на кресте.

 Плащаница, хранящаяся в соборе Св. Иоанна Крестителя в Турине, имеет как ярых почитателей, верящих в ее подлинность, так и столь же ярых отрицателей, считающих полотно средневековой подделкой.

Тем не менее в течение уже многих столетий верующие со всех концов земли стекаются в Турин в то время, когда плащаница выставляется на поклонение. В этом году, с 19 апреля по 24 июня, по предварительным данным, в столицу Пьемонта должны приехать свыше миллиона человек.

Среди гостей будут и весьма известные особы: Папа Римский Франциск, президент Итальянской республики Серджо Маттарелла, дипломаты разных стран и, конечно, многие паломники, в том числе из Восточной Европы и России.

Несмотря на то, что католическая церковь официально так и не признала подлинность плащаницы, а именно — что это то самое полотно, в которое было завернуто тело Спасителя, она рассматривает ее как своего рода икону, уникальное изображение Христа, а Папа Иоанн Павел II даже назвал ее «зеркалом Евангелия».

 Первые точные сведения о плащанице восходят к 1353 году, когда кавалер Жеффруа де Шарни подарил ее приходу построенной им церкви в городке Лире во Франции. Однако каким именно образом полотно попало ему в руки, остается неизвестным.

 К этому же времени относится и медальон, найденный в XIX веке в Сене и теперь хранящийся в Музее Клюни в Париже. На нем изображена плащаница, а по бокам гербы рода Шарни и Вержи, к которому принадлежала жена Жоффруа Жанна.

лик.jpgС самого первого момента своего появления плащаница вызывала яростные споры. Незамедлительно последовали обвинения: двойное изображение фигуры Христа на полотне – это, якобы, работа художника, поскольку Евангелия ничего не говорят об этом факте. В 1390 году антипапа Климент VII (который в тот момент был признан во Франции законным папой) попытался найти компромисс, дав согласие выставлять плащаницу, но не как христианскую реликвию, а как «живописную имитацию савана Спасителя».

Впоследствии полотно попало к Маргарет, внучке Жоффруа, которая не захотела возвращать его в церковь в Лире, а в 1453 году продала герцогам Савойским, которые перенесли его в Шамбери, столицу своего герцогства, и в 1502 году построили для него капеллу. Одновременно начало меняться отношение к плащанице и со стороны церкви. В 1506 году Папа Юлий II издал буллу, установив день празднования святыни со служением мессы с специально сочиненными молитвами.

Чудом уцелев в пожаре в 1532 году, плащаница была выставлена на поклонение верующих два года спустя, а в 1578 году ее перенесли в Турин – новую столицу савойских владений, которую, за редкими исключениями, она не покидает до сих пор.

В 1898 году туринский адвокат Секондо Пиа первым смог сфотографировать полотно, и в момент промывки фотографических пластинок обнаружил поразительную вещь: изображение фигуры на негативах было «позитивным», а значит, настоящее изображение – это «негатив». Кроме того, лик Христа предстает как образ на фотографиях или в живописи, но абсолютно не соответствует тому, который должен был бы отпечататься на ткани при соприкосновении с лицом усопшего, когда отчетливо выступают лишь нос, часть лба, губы, подбородок и уши.

Это позволило некоторым исследователям утверждать, что изображение фигуры получено путем примитивной фотографии, разработкой которой занимался Леонардо да Винчи, использовавший камеру-обскура для зарисовок с натуры. Родилось даже весьма смелое и кощунственное для верующих предположение, что Христос на плащанице – это первое фотографическое изображение самого Леонардо. Южноамериканский исследователь Николас Алан даже попробовал применить идеи ученого на практике, добившись довольно схожего результата с тем, который можно видеть на полотне, хранящемся в Турине. Только вот незадача — этот образ существовал уже в XIV веке, о чем свидетельствует медальон семьи Шарни, то есть за сто лет до рождения гения Возрождения.

До сих пор никто из ученых так и не объяснил происхождение образа на плащанице. Существуют разнообразные, и часто одна противоречивее другой, теории по поводу запекшихся капель крови, пыльцы, оставшейся на ткани, которую кое-кто относит к растениям I века н.э. в Палестине, или предполагаемых римских монет, которые якобы были положены на глаза Иисуса Христа. По многим из этих вопросов в будущем, вероятно, будут проведены новые исследования.

Самым большим ударом для сторонников подлинности плащаницы стало датирование ткани методом радиоуглеродного анализа в 1988 году, которое установило время ее изготовления между 1260 и 1390 годами, как раз тогда, когда плащаница появилась в семье Шарни. Однако сразу же вслед за этим результаты экспертизы подверглись резкой критике, часть ученых посчитала, что была проанализирована не подлинная ткань, а фрагмент одной из заплат, поставленных чтобы сохранить полотно.

Не исключено, что этот анализ может быть повторен, поскольку в 2002 году была проведена реставрация плащаницы и с нее были сняты все средневековые заплаты. Как заметил Энрико Симонато, секретарь Международного центра изучения плащаницы в Турине, «возможно, пришло время для создания настоящей научной лаборатории».

Пока же ведутся споры и дискуссии, проводятся новые исследования и пишутся научные трактаты, полотно с изображением Иисуса Христа вот уже более шестисот лет продолжает привлекать к себе тысячи и тысячи паломников.

 Нынешнее выставление плащаницы было решено посвятить молодежи и инвалидам – двум категориям, которые сейчас чувствуют себя особенно незащищенными в обществе, которое диктует все более жесткие правила выживания. В городе организованы специальные центры приема больных и инвалидов, и все паломники могут рассчитывать на помощь свыше 4 тысяч добровольцев, в том числе медперсонала.

Девизом этого события стали слова Апостола Иоанна: «Никто не любит больше, чем тот, кто отдает свою душу за други своя». В мире, наполненном конфликтами, неплохо было бы вспомнить эту простую евангельскую истину.

 Ирина Баранчеева, Рим.
Специально для «Столетия»

(62)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели