Игумен Христофор (Казанцев), настоятель Свято-Владимирского храма: Память святого равноапостольного князя Владимира должна почитаться всенародно

Игумен Христофор (Казанцев), настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира дал интервью волгоградскому информационному агентству «Высота.102», рассказав о подвиге святого князя Владимира, значении реликвий для простого человека и вере как возможно единственном средстве объединения славянских народов.

В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления одного из самых почитаемых православных святых – святого равноапостольного великого князя Владимира. 4 сентября в Волгоград прибывают его мощи, известно, что это не первый такой крестный ход, но именно в этом году маршрут охватит 45 городов в России и еще 5 в Белоруссии. Расскажите, откуда такой интерес к этому событию?

Игумен Христофор (Казанцев):

Безусловно, личность святого князя Владимира является основополагающей и в церковной истории, и в истории нашего государства. Его цивилизационный выбор, сделанный более 1000 лет назад, определил развитие славянских племен в христианстве. Это значит, христианские ценности и обычаи стали доминирующими при становлении общественной, частной и семейной жизни. Изменения произошли не только среди народа, но в первую очередь, в его собственной жизни. Летопись доносит свидетельства о выборе веры, сомнениях, посольских делегациях в разные страны и принятии решения стать христианином. Свой внутренний переворот он выразил в простых словах: «Ранее был как зверь, теперь я – человек». Будучи язычником он имел наложниц и вел войны. Но с принятием христианства стал семьянином, на княжеском дворе неимущим подавалась милостыня. Самое главное, что его собственное перерождение стало перерождением нашего народа. Князь Владимир один из тех святых, которых можно назвать национальными героями. Его память должна почитаться всем народом. Также в память о святом князе многие мужичины носят имя Владимир. Поэтому, важность события обусловлена значимостью его поступка, его выбора. Мы не можем отнестись к этой дате равнодушно. Церковь старается привлечь внимание общественности к этой дате, провести ее как можно более плодотворно.

 

— В наш город часто привозят различные реликвии – мощи, иконы, но к сожалению, не все волгоградцы понимают зачем это нужно. Что можно сказать тем, кто считает это исключительно церковным мероприятием?

Игумен Христофор (Казанцев):

Конечно, почитание святых мощей более понятно сознанию православного человека. Святой — это религиозный гений. Святые развили в себе религиозную жизнь и максимально достигли единства с Богом, которое изменило и преобразило их. И это преображение так велико, что даже после смерти мы сохраняем их тела в храмах, в драгоценных раках. Благодать Святого Духа обитает в них как в сосудах. При соприкосновении с мощами люди получают исцеление. Люди же неверующие получают возможность ближе познакомиться со святым, открыть для себя его личность и биографию. А если, говорить о России — открыть собственную духовную историю.

 

— Для многих христианство является символом некой несвободы человека, но когда мы смотрим на личность князя Владимира как мудрого правителя, определившего вектор развития целой нации, то нет ли здесь противоречия?

Игумен Христофор (Казанцев):

Чем отличается верующий от неверующего? Верующий старается устроить свою жизнь по заповедям Божиим, а неверующий – по собственной воле. Естественно, когда последнему говорят о заповедях, фактически предлагают отказаться от возможности поступать своевольно. Это он и расценивает, исключительно, как покушение на свободу. Но, представим, что в жизни возможны обстоятельства, при которых человек переоценивает свои решения и взгляды, добровольно начиная исполнять заповеди Божии. Если говорить о выборе князя Владимира, историки выдвигают множество предположений. Одно из них — это был исключительно политический акт. Князь видел Византийскую империю и христианскую цивилизацию в Европе, нужно было свою страну как-то включить в мировое сообщество. Я думаю, что этот факт тоже не нужно отрицать. Владимир княжил над целым народом, и конечно, думал о политических аспектах. Было бы нелепо, видя как развивается общемировая история, остаться где-то вне. В его выборе мы два аспекта видим: личный (личное преображение), а затем крещение Руси и преображение общественной жизни. Фактически он предложил народу новый взгляд на взаимоотношения людей и выстраивание семейных отношений.

 

— Можно ли говорить, что празднование 1000-летия преставления князя Владимира – это прежде всего выражение целостности духовного и культурного пространства?            

Игумен Христофор (Казанцев):

Можно. Я всегда удивлялся рассуждению: вера отделена от светской жизни, Церковь от государства. Однако, нация имеет свою культуру, историю, литературу, музыку, веру. Наша нация 1000 лет жила Православной верой. На каком основании нас сейчас пытаются убедить, что мы на все имеем право, кроме своей веры? Какие к этому предпосылки? Или может быть есть те, кто нас убеждают в каких-то не декларируемых целях… . 1000-летие крещения Руси и 1000-летие преставление князя Владимира – два события в течение последних двадцати пяти лет, которые подняли национальное самосознание. И крестный ход со святыми мощами устроен не просто так. Когда мощи приносятся в город – это информационный повод. Собираются конференции, издаются журналы, организовываются концерты. Можно сказать, что проводится работа, открывающая исторические корни народа. Вера пришла в народ, и он эту веру преломил в свою культуру. Когда приносятся мощи совершаются торжественные богослужения, люди приходят в храм, также это сопровождается и культурными явлениями.

 

— В течение всего года на федеральном уровне проходит много торжеств, посвященных памяти святого князя Владимира. Какие мероприятия уже прошли в нашей области, и какие еще предстоят?                      

Игумен Христофор (Казанцев):

У нас мероприятия не такие масштабные как в других регионах. В нашей области общественная, политическая, бизнес элита не приняла участие в этом событии. Торжества в честь князя Владимира в нашем городе организовываются исключительно силами Волгоградской епархии. 2015 год открылся большими образовательными чтениями, а в прошедшем году мы провели огромный общественный форум, включавший в себя 23 площадки. В его работе были задействованы разные люди, находящиеся в социальном партнерстве с Волгоградской епархией. Также прошел образовательный форум, в котором приняли участие высшие учебные заведения, школы, детские сады. Даже в учреждениях исполнения наказаний прошли мероприятия. Были встречи с казаками. Состоялись рождественские парламентские встречи, посвященные личности князя Владимира. Все перечисленное – наша инициатива.

 

— Сегодня как никогда сильны силы, разобщающие русских, украинцев и белорусов. Может ли в целом история противостоять современным вызовам и насколько может помочь обращение к личности князя Владимира?

Игумен Христофор (Казанцев):

На данный момент можно сказать, что как экономическая, так и культурная аргументация потерпела крах. Ничего не осталось кроме веры и только она является основанием единения российского, украинского и белорусского народов. Наша вера позволяет нам преодолеть языковые, философские и возрастные разделения. Могу сказать, что мы, православные христиане, ощущаем себя где-то за бортом истории. И в другой стране, и в нашей политическая элита исключительно светская. Может быть, сочувствующая Православию, но не принимающая во внимание чаяния своих верующих граждан. Возможно умы политиков обременены иными философскими взглядами на устройство жизни, может быть коммерческими и конъюнктурными интересами. Могу не стесняясь сказать, что я как православный человек, приветствовал бы не только культурно-экономическое, но и государственное единство с Украиной. Все верующие в России это бы приветствовали, также, как и верующие в Украине.

 

Мы часто слышим, что история ничему не учит. В данном случае я имею ввиду события на Украине. Вы согласны с этим? И почему мы не учимся у нашей великой истории?

Игумен Христофор (Казанцев):

Ситуацию на Украине я оцениваю, как человек верующий. Причины страшной трагедии, исключительно мировоззренческие. Политическая элита видит себя культурно и духовно близкой Европе. А простые верующие люди духовно близки с Россией. Верующие люди выступают против единства с Евросоюзом в плане однополых браков, политики мультикультурализма и безбожия. Видимо, для политической элиты Украины это каким-то образом приемлемо. С гражданской позиции я вижу ситуацию следующим образом. Общаясь с украинскими верующими и священниками на форумах и в паломничествах, я знаю об их чувствах и ожиданиях. Все они расположены к единству с Россией. Вера может объединить людей. Развитие ситуации зависит от политиков, от того хватит ли у них мудрости и любви к своим народам. Большинство из них люди конъюнктурные, сегодня говорят одно, завтра – другое, а это очень болезненно и трагично сказывается на судьбах целых государств и народов.

(344)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели