Значение Афона для духовного развития России и мира

Источник: журнал «Покров»

Konstantin-Mihai-lovich-Dolgov-na-Afone

В этом году православные христиане отмечают тысячелетний юбилей русского присутствия на Священной Горе Афон. Это событие всемирно-исторического значения не только в собственно религиозном и православном смысле, но и в смысле общекультурном и особенно духовном.

 Основное значение Афона можно было бы охарактеризовать следующими положениями.

1. На протяжении всей своей истории каждый день, еще до восхода солнца, в 20 афонских монастырях (связанных с различными народами и различными православными церквями) проводятся более 340 Божественных Литургий, отличающихся необыкновенной красотой, музыкальностью, душевной глубиной и духовным богатством. Не говоря уже о богослужениях в течение всего дня. Значение подобного служения трудно и представить, и переоценить, особенно в современных, исключительно сложных условиях.

Монахи Афона выступают посредниками между Богом и людьми, прося Бога в своих молитвах простить грехи каждому человеку и всему человечеству, вразумить народы следовать по праведному пути – именно посредством молитвы и литургии, непосредственного обращения к Богу, а не путем различного рода материальных уловок и манипуляций (индульгенций, пожертвований от людей аморальных, запятнавших себя недостойным поведением и различными преступлениями). Неслучайно самой распространенной молитвой в православии является Иисусова молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. И неслучайно в Евангелии от Иоанна говорится, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2. С самого начала своей деятельности Афон явился основополагающим центром сосредоточения, развития и углубления всечеловеческой мудрости, основывающейся на мудрости божественной, на божественной любви и благодати. В самые трудные, а порой и трагические для человечества времена Афон вырабатывал такие социальные, культурные и духовные ценности, которые спасали народы от неизбежных катастроф.

Если мудрость иудаизма (содержащаяся в Торе, сочинениях больших и малых пророков, других священных книгах) концентрируется на определенных, четко сформулированных законах, которые следует безукоризненно исполнять, а мудрость древних греков сосредоточена на выявлении и определении философии как любви к мудрости со всеми ее высшими идеалами и ценностями (высшее благо, истина, добро, красота и т.д.), то мудрость христианства содержится в учении Иисуса Христа, о чем говорится в Евангелиях, и прежде всего в священных заповедях, которые по существу явились величайшей революцией в истории человечества. Нисколько не принижая значение Ветхого Завета и философские учения Древней Греции и Древнего Востока, можно с уверенностью сказать, что учение Иисуса Христа явилось подлинным переворотом в духовной жизни человечества. Если закон многое обещает, но мало исполняет, если различные философские учения (Будды, Конфуция, Лао-цзы, Сократа, Платона, Аристотеля и др.) представляют собой великие достижения в сфере человеческого духа и мировой культуры, то учение Иисуса Христа представляет собой качественно новую духовную ступень:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы – соль земли…
Вы – свет мира…
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (см.: Мф. 5:3–17).

Каждое из этих положений представляет собой глубочайшую и универсальную мудрость, сохраняющую свою истинность во все времена. Иисус Христос противопоставляет укоренившимся и ставшим традиционными положениям совершенно новое содержание Своего учения: следует не гневаться и не ненавидеть врагов ваших и клевещущих на вас. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44); «не прелюбодействуй» (Мф. 5:27); «не клянись вовсе» (Мф. 5:34); «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:38–42); «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 43–44); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

В основе мудрости лежит Страх Божий, который есть начало божественной премудрости. Неслучайно все воспитание молодежи в православии во все времена начиналось с разъяснения смысла Страха Божия не как чего-то действительно устрашающего, пугающего, а, напротив, несущего любовь, добро и милосердие Бога – все то, что по-настоящему формирует и воспитывает каждого ребенка и каждого человека.

3. Исключительно важное значение Афона состоит также в том, что он дает миру самую продуманную, самую совершенную и универсальную форму человеческого общежительства, которое может служить моделью не только для устроения собственно монастырской жизни, но и во многом для устроения светской модели общества, светского общежительства. Даже самое беглое обозрение огромного количества различных моделей и форм гражданского общества за всю историю человечества показывает несравненное преимущество тех моделей общежительства, которые были выработаны на Афоне. Создававшиеся на протяжении тысячелетий понятия демократии, свободы, равенства, братства, справедливости не могут идти ни в какое сравнение с подобными понятиями, выработанными христианством на основании учения Иисуса Христа. Надо ли напоминать о том, что демократия совершенно несводима к тому, чтобы раз в несколько лет выбирать какого-нибудь высокого чиновника, притом что власть и богатство принадлежат не всему народу, а ничтожному меньшинству. Можно ли говорить о справедливости при таких условиях, о братстве, о свободе и т.д.? Разве можно сравнивать светские модели общественного и политического обустройства с моделями, сформулированными в Евангелиях? Если светские модели можно по сути толковать как угодно (особенно в интересах правящих групп, кланов) в силу их относительности, то Евангелия дают понятия подлинной свободы, равенства и братства всех людей на основе истинной любви и милосердия, которые имеют абсолютный, неподверженный никаким искажениям характер.

4. Нельзя не отметить еще одну важную особенность Афона: выработку высочайшей духовности – внутренней духовной структуры человека и духовной структуры всего человечества, выходящей за конфессиональные пределы. Это позволяет преодолевать любые самые сложные, острые, непримиримые коллизии, конфликты и противоречия и выстраивать взаимоотношения людей в духе уважения, сотрудничества, взаимопомощи, братства и любви, то есть основывать жизнь людей на началах божественной гармонии, божественной любви и милосердия. Это предполагает также в высшей степени серьезное, бережное отношение к живой и неживой природе, поскольку сам человек является ее органической частью, и его отношение к природе есть по сути отношение к самому себе. Решение экологических проблем должно основываться именно на таком понимании необходимости абсолютной гармонии человека, общества и окружающего мира. В этом смысле христианское понимание экологических проблем представляется наиболее правильным и ценным.

Константин-Долгов-у-могилы-святого-Паисия-Святогорца

Константин Долгов у могилы святого Паисия Святогорца

5. Все, что совершается в мире, совершается по воле Бога. Какой бы длительной и богатой различными событиями ни была земная жизнь, она, по учению афонских монахов, является кратковременной и представляет собой лишь приуготовление к жизни вечной. В этом смысле основной заботой каждого человека является забота о праведном пути, ведущем к Богу, забота о духовной чистоте, о бессмертии души, а вовсе не о сугубо материальных интересах и выгодах. Устремленность к вечности, к духовному бессмертию, к Богу – вот основной путь, основная цель, основная задача человека и человечества. К сожалению, в современном мире люди заботятся в гораздо большей степени о вещах материальных, а не духовных, о здоровье телесном, а не духовном, о продлении благополучной, сытой и обеспеченной земной жизни, а не о своем духовном возрастании, гармонии души и ее бессмертии.

6. Афон – это не средоточие отсталых, консервативных взглядов и воззрений, идей и чувствований, как утверждают некоторые критики христианства и православия, а, напротив, мировой центр напряженнейшего генерирования высших духовных ценностей и идеалов, глубочайших и утонченнейших чувств, представлений и ощущений. Следовательно, это самое мощное, самое плодотворное, самое лучезарное развитие человеческого духа, человеческой воли, знания, сознания и самосознания – словом, это величайшее прогрессивное духовное движение и развитие человека и человечества.

7. Наконец, еще одно значение Афона заключается в самом мощном импульсе и энергии, которые он сообщает всем видам и формам человеческой культуры, ибо христианское православное вероисповедание вырабатывает столь совершенные виды и формы абсолютной гармонии, без которых невозможно никакое более или менее положительное развитие всех видов художественно-эстетического творчества. Неслучайно все высшие достижения мировой культуры, литературы и искусства всегда были тесно связаны с религией, особенно с христианством, и во многом с православным вероучением.

Высказанные нами положения свидетельствуют о серьезном, неизбывном, вечном, непреходящем, всемирном значении Афона, которое будет только возрастать, для судеб каждого человека и всего человечества в целом.

Константин Долгов

(60)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели