Слово в день Святой Троицы, Пятидесятницы митрополита Иоанна Вендланда

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух – Един Бог, не три Бога, Един по Существу, но Троичен в Лицах. «Бог всегда был, есть и будет; но лучше сказать – всегда есть; ибо слова был и будет – означают деление нашего времени, а Сый – всегда. Сам Бог назвал Себя таким именем «Сый» –что означает Сущий, когда говорил из пламени Неопалимой Купины в пустыне с Моисеем» (Григорий Богослов).

Святая Троица сосредоточивает в Себе всю полноту бытия, и это как раз особенно ярко выражается в слове Сый, в то же время Бог, непостижимый по Существу, близок к каждому из нас, «ибо мы им живем, и движемся. и существуем» (Деян. 17, 28).

Мы отчасти познаем Бога и в то же время чувствуем, что Он непознаваем. И, как говорит Григорий Богослов, так Бог устроил для того, чтобы постижимым – привлекать к Себе, ибо совершенно непостижимое – безнадежно и недоступно, а непостижимым – приводить в удивление; через удивление же возбуждать большее желание очищаться, а через очищение собеседовать с богоподобными и беседовать с Богом» (Пасхальное слово «На страже моей стану»).

Что же составляет средоточие того бытия, в котором пребывает Бог? Это средоточие есть Любовь. Отец любит Сына и Святого Духа, Святой Дух любит Отца и Сына, и Сын любит Отца и Святого Духа. И настолько Бог преисполнен любви, что издавна стал проявлять Себя и показывать нечто подобное Ему, хотя бы в какой-то степени. Так Бог сотворил начало миру, и в этом начале сотворил небо и землю, и эти небо и земля, первоначально неустроенные, подражали Богу тем самым фактом, что они существуют. Поэтому мы можем, как сегодня, так и всегда, петь: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2).

Господь сделал в дальнейшем шаги для приближения мира к Себе. Он сотворил свет. Христос сказал: «Я Свет миру» (Ин. 8, 12). И Бог создал свет, нечто подобное Ему. Но Бог есть не только Свет, но Он Свет и Жизнь; и поэтому, продолжая дальше являть Себя миру, Бог создал жизнь. Сначала Он создал те прекрасные зеленые растения, которые нас окружают и дают возможность нам дышать, а потом, и животных, у которых есть уже какая-то душевная жизнь, более близкая к Богу, чем у растений. И, наконец, Бог творит человека по образу Своему и подобию. Смотрите, как мы поставлены высоко, – мы образ и подобие Божии. И хотя мы носим язвы прегрешений, но надеемся на то спасение, которое Господь пошлет и Он уже послал нам. В чем же это спасение? Оно – в Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, Который с полным правом мог сказать: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30). Он обещал нам Духа Святого, Утешителя, Духа Истины, и послал его своим ученикам, а потом и всей Церкви. Вот видите, как Господь приближает мир, а потом и нас к Себе!

Если Он есть совершенная Любовь, то мы должны в доступной нам мере проявлять любовь к Самому Богу в творении его святых заповедей, в усердной молитве к Нему. Мы должны также проявлять любовь к тем, кто ближе всего к нам, и вообще ко всем, кому мы в состоянии чем-либо помочь и послужить. Поступая так, мы сможем хоть как-то ответить на тот поток Божественной любви, которая всегда изливалась и продолжает изливаться на землю. Это же будет и нашим ответом на то ниспослание Святого Духа, которое мы празднуем.

Аминь.

22 июня 1986 года

(151)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели