«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение»

Сегодня в храме Всех святых, в земле Российской просиявших в Волгограде отметили престольный праздник. Божественную литургию возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Ему сослужили благочинный Центрального благочиния протоиерей Олег Кириченко, настоятель протоиерей Игорь Малов, клирики храма.
Этот день особо любимый для прихожан храма. Кроме того, что сегодня почитаются все русские святые, он престольный. Свою летопись храм Всех святых, в земле Российской просиявших на улице Чуйкова ведет с 1992 года. Во время своего приезда в Волгоград в 1993 году патриарх Алексий II посетил строящийся храм и благословил строительство. Сегодня он сияет золотыми куполами, оглашает окрестности колокольным звоном. Здесь успешно работает воскресная школа «Лествица», для которой построено новое здание. Большинство прихожан сегодня в свой престольный праздник причастились.
После Литургии и крестного хода митрополит Феодор обратился к присутствующим с архипастырским наставлением:
— Всех вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, приветствую с этим воскресным днем памяти святых, в земле русской просиявших. Сегодня именины у Русской Православной Церкви. Сегодня день ангела у русской земли.
Ныне мы чествуем всех ведомых и неведомых нам угодников Божиих, потрудившихся на земле русской в канонических пределах православной церкви и Российского государства, или может быть за ее границами, но на благо и процветание нашего Отечества.
Много государств на лице земли, но при всем внимательном нашем изучении мы найдем лишь только одно, которое именуют святым. От древних лет и практически до сего дня Русь – святая. Не Египет, не Турция, куда так любят ездить наши сограждане отдыхать, не Европа, увы, не Америка и даже не Византия носят это определение святости.
Почему Русь называли святой? Не потому, как некоторые думают: храмов на ней много, монастырей на ней много, икон древних много. Вот почему она святая. Конечно нет. Все вышеперечисленное лишь только следствие святости жизни русского народа. Жили свято, потому и Русь была святой. Хотя она и восприняла евангельскую проповедь позже Европы, той же самой Грузии, других стран, но так крепко любовь ко Христу укоренилось в сердце русского человека, что не выжечь ни огнем, ни железом, никак не выхолостить этот дух любви к Богу. Хотя мы видим, как стараются наши соседи из-за океана это сделать.
Но каждый народ, как, в общем-то и каждый человек, прочитывая какую-то книгу, будь это творение рук человеческих, или Священное Писание, воспринимает близко к сердцу какие-то места наиболее для него важные. Воспринять все Евангелие в полноте — это участь совершенных, к которым мы, конечно, должны вместе с вами стремиться.
Каждый народ, как и отдельный человек христианство воспринимает индивидуально, по-особому. Какие-то моменты в учении Христа оказываются наиболее близкими ментальности тех или иных народов.
А что же близко нам, русским людям? Что пронзило наше сердце, всколыхнуло нашу душу, пленило сладким духовным пленом наш ум?
Митрополит Антоний Сурожский обнаруживает в русском человеке, в нашей великой нации в первую очередь качество, которое свойственно нам на протяжении многих веков существования — это терпение. Насколько не просто терпелив, а долготерпелив русский народ. Это даже входит в поговорки. Вот русский долго ждет, долго собирается, долго терпит, но если уж его разбудить, то берегись и вся Европа, и весь тот мир, который растолкал спящего богатыря. Терпеть привыкли, и от трехсотлетнего ига орды, и от других скорбей, и от плуга, и от сохи. И до сих пор русский народ терпит, возлагая свое упование всецело на Христа и на промысел Божий.
Другое качество, которое русский человек особо воспринял от чтения Евангелия — это великое сострадание, уважение и почтение к крестным мукам Христа. Христос страдалец — нитью красной проходит эта мысль через культуру, литературу, литургическую письменность, практику русского народа. Проходит как некий нерв.
И третье — это любовь. Любовь к Богу, любовь к Церкви, любовь к ближнему. И эта любовь, заметьте, она имеет несколько другой оттенок, чем у других народах. Русские привыкли меньше говорить о любви, а больше делать. Потому что в многословии теряется покаяние, теряется благодать. И помнит твердо русский человек слова Христа Спасителя: по делам их узнаете их. И когда придет судить нас Сын человеческий, то Он будет нас судить не по словам, а по поступкам нашим. Каждый от дел своих оправдается, и от дел своих осудится.
Но вот что хотелось бы еще сказать об особенности русского народа, его религиозной жизни и любви. Наверное, нет в других странах, в других народах такого количества Христа ради юродивых и блаженных, как в Церкви русской. Их особенно всегда почитали. И Василия Блаженного, и Николая Кочанова, и Ксеньюшку, и Матрону, и многих, многих, которых мы с вами не запомнили, не знаем, но которыми была исполнена вся наша горемычная Русь.
Ходили они по селам, по весям, по городам, в рубищах, лишенные крова, хлеба, принимая свой смертный час порой где-то вдали от своей малой родины, в лесах, полях, от рук злых людей, разбойников, или от какого-то хищного зверя. Или просто потому, что сердце не выдержало постоянно нести на ногах это бремя.
Вот мы читаем в житии одного святого, игумена Даниила Переславского, что имел он такой благочестивый обычай: ходить и собирать никому не ведомых почивших, и хоронить их в одной братской могиле, которая называлась тогда Божедомье, Божий дом. Для них это было последнее пристанище. Эти брошенные, как мы называем их сейчас, бомжи, не свежо пахнущие, в грязных одеждах, от которых, казалось бы, отрекся весь мир, оказывается святы перед Богом. И об этом свидетельствовал не только преподобный Даниил, но и те жители древнего Переславля-Залесского, которые видели по ночам дивное сияние над могилами этих никому не ведомых, кроме Бога, усопших святых.
А сколько сейчас, среди нас святых бабушек. Да и не только пожилых людей. К сожалению, их становится все меньше. Почему? Почему русский народ утрачивает сегодня свое предназначение быть солью земли и светом для всего мира? Потому что он потерял ориентир. Сбился как корабль с курса.
Маяк, который для него всегда был ярко горящей евангельской истиной, то ли затухает, то ли пропадает в дымке современных соблазнов. И вот мы, утрачивая корни, историческую принадлежность, свои жизненные ценности, так жадно смотрим на Запад, как на некий кумир, дающий всему миру нечто великое и совершенное. А что он дает? Он дает ложные ценности, которые ничего нам с вами не оставят в жизни. Только горькое послевкусие, которое больше всего почувствует человек уже после своей смерти.
Выстроить свои духовные ориентиры по тем духовным маякам, которые открывает нам сегодня в свой праздник Церковь русская – вот наша задача. Чтоб нам эту эстафетную палочку, крест Христов, не потерять, не отпустить, а высоко держать над головой. И не бояться страдать, не искать удовольствий в этом мире лукавом, помня о том, что все здесь пройдёт и ничего с собой не заберешь. Но все самое радостное, самое светлое ждет тебя впереди, в Царствии Небесного Отца.
Он говорит о том, что приготовил нам удивительные обители еще до того времени, как мы с вами родились, Он уже нам приготовил место для блаженного царствования вместе с Ним. Он говорит нам удивительные вещи – вы уже не рабы Мне, вы Мои друзья.
Разве с рабами делятся тайной? Я вам открыл всю глубину, всю тайну спасения человеческого рода. Все, что вам необходимо для спасения вашей души, вам открыто, чтобы царствовать вместе со Мною вечно.
Так неужели мы презрим это доверие нам Бога? Неужели мы изберем временные блага вместо вечных, временные удовольствия вместо бесконечных духовных? Неужели мы отвернемся от Христа? Неужели мы забудем подвиги наших предков, благодаря которым мы сейчас живем и существуем, и еще называемся великой Российской державой?
Будем жить так, чтобы и на наших плечах новые поколения смогли утвердить державу Российского престола. Будем жить так, чтобы за нам не было стыдно ни нашим предкам, ни нашим потомкам. Будем жить, молиться и трудиться так, чтобы все другие народы могли сказать – да, Русь святая и по ныне. Будем помнить слова, запечатлеем их в сердце своем, и в уме своем – «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Аминь.

(815)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели