Митрополит Феодор: Bместо цепи можно приковаться волей и не позволить себе пойти на путь греха и порока

Сегодня особый день не только для этого храма, но и для всей колонии, для всех, кто здесь трудится и отбывает наказание. День утешения, день праздничный, день особой милости Бога к нам, грешным, день, когда мы можем приобщиться к сугубой Eго благодати, и почувствовать, живя на земле, небо. Почувствовать Его в своем сердце, которое, пускай на мгновение, забудет о попечениях земных, попечениях греховных, тех, которые стали для нас привычными и обычными.

Сегодня Святая Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. С одной стороны, такого далекого для нас в подвигах своих, но и очень близкого. И не только потому, что он был открыт совершенно одинакового и для генералов, и для подчиненных, и для грешников, и для праведников. Но потому, что он сам себя сделал заключенным, добровольным заключенным, отправившись сначала в монастырь.

Но, а что такое монастырь, как не тюрьма для тех, кто живет там без собственной воли. Та же ограда, те же узкие кельи, тот же жесткий распорядок дня, дисциплина, трудовые повинности или послушания. Да еще и молитва, которая, пожалуй, будет для некоторых потяжелее, чем бревна таскать. Как сказал один человек: «Мне проще поле вспахать, чем полчаса на молитве постоять».

И вот для своей жизни преподобный Серафим определил, что ему даже монастыря мало. Мало уйти из мира, от его соблазнов, от своих родственников, друзей и всего того, что с ними связывало. Он для себя усложнил жизнь. Он устроил ближнюю и дальнюю пустынь. Чтобы вам было понятней, это как общий режим, строгий режим и ШИЗО. Он для себя сделал такие условия жизни добровольно. Для чего ему это нужно было? Не на показ. А потому что он чувствовал: в нем живет грех, в нем живет страсть. Как говорит Апостол Павел: «Живет в нас ветхий человек, греховный человек, который постоянно борется с духовным». В каждом из нас есть что-то доброе, в каждом из нас есть что-то злое. Что победит? Чему мы дадим свободу? А что мы свяжем в себе? Это зависит от каждого из нас.

Один юноша спрашивал мудреца:

— Отче, скажи, как мне себя побороть и жить правильно?

— Запомни, сынок, в каждом из нас живет два волка, черный и белый, и между ними постоянно происходит борьба.

— А кто же победит, отче?

— Тот, отвечал мудрец, которого ты кормишь.

Кого мы кормим, а кого мы держим на привязи? Это серьезный вопрос. Преподобный Серафим на него смог четко и правильно ответить, и увидеть в себе этого черного волка, и посадить его на короткую, железную цепь. Так что он уже в нем практически не проявлялся. Но только доброе начало такую в нем проявляло силу, что не только через слово утешительное, но через лицо, через глаза производило удивительнейшее, сильнейшее впечатление на всех тех, кто к нему приходил.

Много подвижников разными способами, подобно Серафиму Саровскому, боролись со своими страстями, со своим ветхим человеком, со своим черным волком. Кто-то приковывал себя цепью к скале, чтобы не бегать на рынок, не покупать лишней пищи, не вступать в контакт с ненужными людьми. Но услышал от другого мудреца: «Ты знаешь, вместо цепи можно приковать себя волей. Развивай в себе волю, и ты не позволишь себе встать на путь греха и порока».

А как развить в себе волю? Вдруг сразу не получится. Это планомерный, кропотливый, ежедневный, ежеминутный труд. И начинается он в ограничении себя в еде, во сне, в слове, в действии. Тот, кто не укротил своего чрева, не сможет воздержаться от лишнего разговора. Тот, кто не связал свой язык, не сможет управлять своими руками. И так, если ты хочешь быть господином над самим собой, начинай трудиться. Но оказывается внешний подвиг – поклоны, вериги, тяжелые цепи, бессонные ночи, голодные дни, они не являются гарантией того, что мы вдруг изменимся в лучшую сторону. Почему? Потому что все это только лишь средство. Как мы будем его употреблять, зависит от нас. И как это средство послужит нам, на пользу или во зло, зависит от нас.

Вот простой столовый нож. Им можно резать хлеб, а можно людей. Одно и тоже средство может служить на пользу человечеству или в погибель. И каждый из нас должен понимать: употребляет он на пользу себе и ближним или в погибель.

Как же нам определить наши действия? Хороши они или плохи? А ты спроси у Бога, потому что Бог, в отличие от нас, никогда не ошибается. И все что Он нам говорит имеет абсолютную ценность. Где мы можем услышать слова Бога? В Евангелие! В вечной Книге. В этой Книге мы сможем прочитать не только об учении Христа, но и о его страданиях и смерти, которую Он претерпел не за себя, а за нас с вами. Ради нас и вместо нас

Он страдал на Голгофе, чтобы мы смогли получить возможность вечной и блаженной жизни. Мы обратим свой взор в те Евангельские события. Что мы там увидим? Мы увидим три креста. Рядом с Иисусом было распято два разбойника, два преступника, если хотите, два рецидивиста, которые были достойны, наверно, такого наказания мучительной смертной казни.

По существу, это образ всего человечества, потому что все, каждый из нас грешник, каждый из нас достоин вечной смерти. Но смотрите, как они по-разному себя ведут. Один извивается на кресте и проклинает всех. Он проклинает все, что его окружает, и себя, и родных, и ближних, и подельников своих, и Самого Христа.

А другой говорит: как тебе не стыдно, мы же страдаем, потому что заслужили, а Он страдает безвинно. И обращаясь к Божественному Страдальцу говорит:  помяни меня, Господи, во Царствии Своем. Он не просит спасения, не просит милости, не просит какого-то ослабления в своих муках. Он просит: только вспомни про меня, и мне это будет уже легче. И вот в этой фразе заключается все – и покаяние, от сознания неправды своей жизни, и желание исправиться, и принятие этих мук как должных, и вера в Христа, как в Спасителя мира, и его личного Спасителя.

И вот эта простая фраза стала кратким Евангелием для каждого из нас. И мы произносим ее перед причастием: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем. Будем помнить о том, что для Бога страшно не величина греха, а отсутствие покаяния. Отсутствие желания изменить свою жизнь, преобразиться.

В одном монастыре некий праведный инок молился Богу:

– Господи, ну кто у нас в обители самый смиренный, может быть я?

И ему явился Ангел и сказал:

– Ты, конечно, хороший парень, монах, подвизаешься, все хорошо. Но есть люди посмиреннее тебя.

– Кто же это?

—  Повар.

—  Повар?

Прикрыл глаза инок, уж кто-кто, а повар не может быть. Это такой зверь, как подойдешь к нему за добавкой, он швырнет в тебя,  обругает, он так на тебя рявкнет! Лучше бы я к нему не подходил. Какой же он смиренный-то, Господи.

Ангел отвечает:

— Знаю, что повар бывший разбойник, убийца, грабитель, мародёр, насильник. Но он понял, что он живет неправильно и решил свою жизнь преобразить. Пришел в монастырь, бросил своих подельников, дружков. Все награбленное добро оставил. Здесь ему так тяжело. Если бы он дал себе волю, он бы весь монастырь вырезал. Но он терпит и смиряется, и самое большее, что он себе позволяет, это грубое слово. Так вот, из всех вас он самый смиренный.

Есть суд человеческий, и есть суд Божий. Мы смотрим на внешнее, а Господь смотрит на сердце.

Итак, братья, будем очищать свое сердце от всякого греха. Будем стараться читать Слово Божие, Божественное Евангелие каждый день. Пусть понемногу, но так, чтобы это вечное Слово навсегда запечатлелось в нашем сердце. Чтобы стало это Божественное Слово маяком нашей жизни, освещающее наш путь. Чтобы мы всегда сравнивали с ним наши поступки, слова, мысли и действия. И тогда Господь откроет для нас объятья и скажет:  Конечно, ты грешный, но ты каешься, я тебя прощаю, люблю и принимаю в Свои вечные обители.

(254)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели