Дети поплыли в океан знаний под молебное пение

Молебен перед началом учебного года в Казанском соборе Волгограда напомнил сегодня плавание на плоту. Когда митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор начал читать первую молитву, несколько маленьких девочек, будущих первоклассниц, сели у его ног на архиерейскую кафедру. После Литургии и Причастия сил у тех, кто с завтрашнего дня начнет грызть гранит науки, уже не осталось. И тогда Владыка широким жестом пригласил всех стальных детей последовать их примеру. Через несколько минут кафедра была буквально облеплена детьми. Так на этом плоту они и поплыли в океан знаний.

Служение молебна перед началом учения детей древняя православная традиция. Раньше молебен служился перед началось изучение Закона Божия и Священного Писания. Сейчас в России его служат после возвращения детей с каникул, или когда они впервые идут в школу. Поэтому сегодня в Казанском соборе было особенно много первоклассников.

«Молебное пение при начатии учения отроков» – это особое чинопоследование, где молящимися испрашиваются Божия помощь и благословение «о е́же отве́рзти ум их, е́же прия́ти и разуме́ти, и па́мятствовати вся до́брая и душеполе́зная уче́ния». Также во время молебна испрашивается «о е́же бы́ти им прему́дростию и доброде́тельным житие́м, и благостоя́нием в правосла́вней ве́ре, ра́дость и утеше́ние роди́телем свои́м».

     Сегодня молебен на начало учебного года был совершен в большинстве храмов в России, в том числе и Волгоградской епархии. На аналоях большинства храмов, в ом числи и Казанском соборе лежала икона «Прибавление Ума».

Во время чинопоследования был прочитан отрывок из 10 главы Евангелия от Марка, где говорится о детях, которых приносили к Иисусу, чтобы те прикоснулись к Нему (Мк. 10:13–16).

После службы Владыка Феодор обратился ко всем присутствующим с пастырским наставлением.

Дорогие мои дети, дорогие родители, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с сегодняшним воскресным днем и с Днем знаний – с 1 сентября. Хотя этот праздник не является церковным, но всегда мы в этот день стараемся собраться под священным сводом Церкви, чтобы испросить у Бога обильных и богатых милостей нашим детям, разумения не только в науке и в школьных предметах, но самое главное – в разумении школы жизни, потому что задачей всех образовательных институтов: и средней школы, и высшей школы, является не передача некой суммы знаний, а попытка сформировать полноценную гармоничную личность, Человека с большой буквы.

И на самом деле этот процесс идет через всю нашу жизнь. И даже пребывая на смертном одре, никто не может сказать, что я всему научился, и я знаю, как правильно жить. Этот процесс познания Вселенной, познания Бога и познания себя бесконечен. Поэтому очень важно, чтобы на этом поприще и взрослые, и дети шли вместе, рука об руку.

Премудрый Сирах, а вернее сказать, Сам Творец через уста премудрого говорит о том, что любящий отец розги для сына не жалеет. Или, по-нашему, ремня не жалеет для него. Не потому, что ему нравится, как тот плачет, или извивается под воздействием ремешка. А потому что понимает, что в нас столько живет страстей, столько противоречий, что сам человек, особенно ребенок, справиться с ними просто не в состоянии.

Есть определенный возрастной период, когда, голова как бы еще не совсем подключается к жизнедеятельности отрока или отроковицы. И вот ремешок он как раз вовремя говорит: «Стоп! Нужно остановиться! Задумайся!. Если не работает голова, пускай будет работать что-то другое».

И мы вспоминаем с вами притчу, жизненный пример, когда отец отправляет на рынок своего сына продавать горшки глиняные и лупит его на лавке вдоль и поперек. Он кричит, конечно, плачет, взывает о помощи. Проезжающий мимо сосед говорит:

— Микола, ты что своего парубка (то есть сыночка, отрока) так бьешь-то, за что?

— За разбитые горшки.

— Так он же еще не разбил, не поехал.

— Когда разобьет, будет поздно наказывать.

И вот в этом на самом деле большая мудрость. Представьте себе: молодой человек, получивший свободу от родителей, едет из деревни в город, сам управляет конем. И ц него целый обоз горшков. Какие мысли у него в голове? О горшках? Конечно, нет. Кого он там увидит в городе, с кем он там познакомится, как он там деньги, которые выручит от продажи горшков, потратит. Очень мало положительного, да? И все увещевания обычно остаются бесплодными. А вот ремешок оставляет след не только на теле, но и в уме. И вот едет мальчик, на козлах подпрыгивает и думает: нет, пожалуй, я аккуратненько буду через ухабы ехать, не погоню вскачь, как мне хочется. Потому что мне что-то подсказывает, что если я горшок разобью, будет еще больнее, еще хуже. А когда этот юноша вырастет и будет ему лет двадцать, тридцать и так далее, он с такой благодарностью будет вспоминать отца: «Папа, вот тот твой урок мне на всю жизнь. Я бы мог разбить не только горшки — голову, и не только себе. Спасибо тебе!».

Но наша ошибка в том, дорогие братья и сестры, что мы наказываем детей по страсти, а не по рассуждению. Закипел в нас праведный гнев: как ты посмел! и давай его слева направо, справа налево. Конечно, так не правильно. Вот была книга «Домострой». Она в том числе учила наших предков господствовать над своими страстями, и наказывать не так, когда захотелось, а в определенные дни. Представьте себе, вот ребенок нахулиганил сегодня, а ты его накажешь только дня через два за это. Тут ты успокоишься, гнев весь пройдет. Ребенок тоже немножко осознает, придет, скажет: «Мама, папа, прости, был не прав, виноват, исправлюсь».

Ты понимаешь, что вроде ситуация-то уже исправлена и не нужно его рубить сгоряча, весь конфликт разрешен. Вот поэтому нам нужно понимать и видеть, где нужно приложить силу, где слово, а где собственный пример. Один мудрый человек сказал: «Дорогие родители, перестаньте учить детей, все равно они будут такими, как вы».

Учите себя, меняйте себя, показывайте добрый пример, чтобы они вам подражали и были такими как вы, и лучше вас. Самая большая мудрость в жизни – это угодить Богу. Но угодить Богу можно не только молитвой и постом. Любое доброе дело Богу угождает. Но здесь знания имеют двоякое значение. Человек, который не знает, как делать, может принести вред. Ну, например, строители не соблюли какие-то СНиПЫ или ГОСТы, строительные нормы, не тот бетон замешали, не той марки, и здание со временем рухнуло. Отчего беда произошла? От незнания.

А вот другой пример. Дети учились в школе очень хорошо, знали биологию и химию на отлично, на всех олимпиадах побеждали. Но закончив институт, они пошли не для Родины трудиться, а в подпольные лаборатории изготовлять синтетические наркотики. И вот знания и умения они использовали не на пользу, не на благо, а во вред людям.

Вот поэтому мы должны с вами формировать целостную личность, образ Божий в человеке, чтобы и знания, и чувства, то есть и ум, и сердце у нас были согласны в одной нашей цели. А какая у нас цель? Достичь Царствия Небесного. С праздником, дорогие мои!

(220)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели