Ночная Божественная Литургия в храме Силуана Афонского

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную Литургию в храме преподобного Силуана Афонского. Богослужение состоялось не утром как обычно, а в ночное время суток. Впервые на престольный праздник Святая Литургия совершалась ночью. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель игумен Владимир (Перевертайло) и иеромонах Николай (Дранников).

Литургия является службой, которая не имеет смысловой связи с определенным временем суток и с определенным временем вообще, поскольку она являет таинством будущего века. Но, будучи установленной Господом Иисусом Христом в вечернее время, в традиции раннего христианства Евхаристическая служба совершалась вечером. В книге Деяний апостольских приводится случай совершения «преломления хлеба» (термин, которым в древности называлась Литургия) ночью.

В своей проповеди Владыка привел в пример отрывок из рассказа «Запечатленный Ангел» и напомнил о том, что в церковной жизни недопустима двойственность и как важны подлинность и духовная целостность:

— В сегодняшнюю священную ночь вспоминается пример из рассказа «Запечатленный Ангел». Там есть сюжет о том, как раскольник приходит к старцу по имени Памва. Писатель проецирует образ Серафима Саровского. Когда раскольник начинает играть в смирение, просить благословения у старца, тот ему говорит:

— Ты смирен, а я в суете.

— Какая у тебя тут суета? Ты в безмолвии, молитве, посте, уединении. А у нас действительно суета. Ты человек высокой духовной жизни, свято подвизаешься.

Памва говорит:

— Ты знаешь, я великий дерзостник, я тут что себе удумал… что, я себе место в Царствии Божием уготовил, — сложил руки на груди и заплакал.

И вот, раскольник в смятении души думает: «Что же с таким человеком делать… ты его обзовешь – он тебя благословит, ты прибей его – он тебе в ножки поклонится. Если в Православной Церкви хоть двое таких есть, то всё… мы пропали».

Мы читаем в Апокалипсисе о том, что антихрист не придет, пока есть удерживающий. Кто такой удерживающий? Кто-то говорит о законе, о порядке, который будет превращен в хаос с пришествием антихриста; кто-то говорит о Духе Святом, о монашестве, о любви, о смирении. Действительно, когда оскудеет любовь и смирение, тогда придет гордость антихриста. Мы с вами должны помнить слова старца Памвы: «Господи, пошли меня в самый ад, в самое пекло и повели демонам, чтобы они мучали и истязали меня, как я того достоин». Но ведь наш гордый ум бежит из ада. Он там себе места не находит. Он себе и в жизни земной, и в будущей уготавливает самые хорошие места. Конечно, мы научились внешним формам и признакам смирения. Мы можем склонить голову красиво, чтобы люди подумали, что мы смиренные, можем духовной жизнью жить. А на самом деле всё это пафос. Потому что наше сердце не готово ни к страданиям, ни к унижениям, ни к скорбям. Если так, то значит, что в нас совсем нет Христа. Потому что если мы хотим быть со Христом должны быть готовы с Ним распяться,  пострадать с Ним на Голгофе, а не бежать от малейшей укоризны и возгораться «праведным» гневом, когда видим какую-то несправедливость.

Силуана Афонского искушали демоны и ничто не помогало: ни молитва, ни поклоны. Они издевались над ним, окружили и глумились. Он сел на пол и заплакал:

«Господи, не знаю, что мне делать». И услышал в сердце голос: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Мы должны понимать, что не важно где мы будем в этой жизни и не важно где мы будем в жизни Будущего Века – главное, чтобы мы были с Господом. Без Бога, без Христа, без Сладчайшего Иисуса любое самое светлое и доброе место покажется нам очень тягостным, окажется адом. И наоборот, самое темное и злосмрадное место будет для нас самым вожделенным, если с нами будет Христос, укрепляющий нас Своей благодатной любовью. Не зря мы читаем в дневниках, записках, воспоминаниях мучеников и исповедников Церкви Русской, что для них самые счастливые дни были во времена гонений, когда их истязали, мучили, унижали, предавали смерти. Тогда благодать Божия наиболее  ярко проявлялась в их жизни. И мы, дорогие братья и сестры, должны об этом думать. О том, что есть настоящее смирение и воля Божия.

(270)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели