Отец Петр Никотин: «Обновленцы последние подхалимы и шпионы советской власти»

В архиве УФСБ России по Волгоградской области обнаружено уголовное дело священномученика Петра Никотина. О его жизни написано немало. Причислен Петр Никотин был к лику святых на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году по представлению Московской епархии.

Родился он в Астраханской губернии, какое-то время служил свя­щен­ни­ком в го­ро­дах Ца­ри­цыне и Аст­ра­ха­ни, а по­том пе­ре­ехал в Моск­ву, где слу­жил в Иеру­са­лим­ской церк­ви, в церк­ви му­че­ни­ка Ни­ки­ты у Яуз­ских во­рот, в хра­ме в честь пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ле­фор­то­ве, пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Ро­гож­ской за­ста­ве.

Во всех биографиях священномученика Петра отсутствует какая бы то ни была информация о его пребывании в Царицыне. И вот эту завесу тайны частично удалось приоткрыть. В архиве УФСБ России по Волгоградской области обнаружено уголовное дело Никотина Петра Федоровича за 1926 год. Возможно открывшиеся факты помогут восстановить в более полном объеме тот период его жизни, который   проходил на нашей Волгоградской земле.

Из материалов дела становится ясно, что священномученик Петр Никотин в Царицынский период своего служения на какое-то время примкнул к обновленцам. Однако быстро разобрался в истинной сути этого явления и стал непримиримым противником обновленчества. Итогом этой борьбы стал арест.

В деле имеются свидетельские показания обновленческих священников из Сергиевской церкви и кафедрального собора города Царицына, которые в адрес отца Петра дают обвинительные показания.

Из материалов допроса священномученика Петра мы узнаем некоторые детали его жизни. (Орфография, пунктуация и отчасти лексика даются в публикации по современным нормам, с сохранением особенностей стиля автора. Напомним, что непосредственно автором является следователь. Редакция сайта).

Бутовский полигон

«… Февральская революция меня застала в городе Казани, в Казанской Духовной академии, где я в то время состоял студентом. Там же мною была встречена и октябрьская революция. Участия как в первой, а так же и во второй я никакого не принимал, оставшись безучастным ко всем событиям, так как не имел никаких политических взглядов. В том же 1917 году приблизительно в ноябре месяце или начале декабря из-за имевшихся в городе Казани беспорядков, мешавших нормальному учению, я выехал по прежнему своему местожительству в село Быково, где у меня находилась семья.

По прибытию в Быково по моему заявлению в царскую земскую управу я был назначен учителем школы 2-ой ступени. Проучительствовал приблизительно 10 месяцев, до конца учебного года. Приблизительно 2 месяца после начала учения я находился безработным. В октябре или ноябре я поступаю на службу в местный союз товариществ, где работал вплоть до прихода белых. С красными не эвакуировался, так как находил для себя не обязательным. Во время пребывания белых я работал в качестве батрака, за известное вознаграждение и попыток к поступлению на службу в местное учреждения совсем не имел.

О моей службе батраком у гражданина Юдина Власа Мартыновича может свидетельствовать моя супруга Анна Викторовна, еще наверное никто не подтвердит, так как вся семья моего бывшего хозяина вместе с ним умерла.

Глубокой осенью 1919 года я отъезжаю снова в город Казань для продолжения занятий в академии. В декабре в Казани мобилизуюсь и служу в качестве рядового в рабочем батальоне тылового ополчения. После демобилизации через некоторое время проживаю в селе Быково, убываю в Сталинград где поступил священником в кафедральный собор и до настоящего времени работаю на этом поприще».

На следующем допросе отец Петр рассказал, что в Царицыне он проживал с 1921 года, приблизительно с апреля месяца. «До этого жил в селе Быково. По необходимости переехал в город Сталинград, где к тому времени я подыскал себе место секретаря у епископа Нифонта. На эту должность меня рекомендовал протоиерей города Сталинграда Горохов Яков Петрович. Самому мне устроиться было трудно, так как в городе Сталинграде я ранее не проживал и близких знакомых не имел. Вместе с секретарской работой я состоял настоятелем кафедрального собора, откуда был устранен из-за ареста меня и местного владыки, приблизительно в середине июля 1921 года. По освобождении из тюрьмы я вновь стал священником того же собора до второго моего ареста, совершившегося приблизительно в середине лета 1922 года.

После освобождения я поступил на службу в советское учреждение, где находился приблизительно год. После был сокращен и продолжительное время был безработным.

В 1924 году вследствие безработицы, верования в православие и настойчивой просьбы прихожан я поступил священником в Вознесенскую церковь. Разрыва с церковью мной не производилось, и я к этому времени управлял церковными хорами того же храма…

За время своего пребывания в городе Сталинграде, а в особенности в последний период времени, я ни с кем не разговаривал на темы политического характера. Никогда не выражал никому недовольства на советскую власть. Проповедовал слово Божие с церковного амвона после богослужения. Частных бесед у себя на квартире или в другом месте с общественной массой на религиозные темы никогда не устраивал».

Сторож Вознесенской церкви, на допросе свидетельствовал, что отец Петр Никотин говорил, что митрополит Сергий (Страгородский) по его мнению является действительно законным правителем церкви, благодаря чему они будто бы и поминают Тихона. А обновленческую церковь он называл советской, созданной якобы советской властью для разложения церкви. И что ее священники «последние подхалимы и шпионы советской власти».

В дальнейшем было установлено, что добытые сведения не могут служить достаточным основанием для привлечения обвиняемого к уголовной ответственности.

Москва. Церковь Сергия Чудотворца в Рогожской. 1882 год

Отец Петр был освобожден. Он уехал в Москву и продолжил свою пастырскую деятельность в храме преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Заставе, а в 1937 году его вновь арестовали. 21 октября он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, погребен в общей могиле. Священнослужителей относящих себя к патриарху Тихону, как правило, арестовывали по доносам, а их места в храмах занимали обновленцы.  Православная Церковь празднует память священномученика 8 / 21 октября (старый /новый стиль).

В материале использованы документы из Архива УФСБ России по Волгоградской области.

Иеромонах Климент (Наумов).

Кандидат богословских наук,

руководитель комиссии по канонизации святых  

Волгоградской епархии.

 

 

 

 

(276)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели