Слово, произнесенное митрополитом Феодором на Литургии в храме Сергия Радонежского

Всех вас, возлюбленные о Господе, честные отцы и братья и сестры поздравляю с воскресным днем и совершением Божественной литургии, которая, конечно, дает каждому из нас особую благодать и помощь пребыть еще одну седмицу наших дней. Впрочем, не знаем, кому сколько Господь отвел. Кому-то больше, а кому-то, может быть, и меньше. Как говорил святитель Феофан Затворник: Давший тебе сегодняшний вечер не связал себя обязательствами открыть тебе и завтрашнее утро. Поэтому мы стараемся внимательно всматриваться не только в окружающий нас мир и те события, которые происходят рядом с нами, но и в мир нашего сердца. Что там происходит, какие события, кто довлеет в этом жертвеннике Господнем: Дух Святой или дух нечистый, добродетель или страсти?

Сегодняшняя притча, которую мы услышали с вами в Евангельском повествовании, и достаточно подробное объяснение в проповеди священнической, дает нам некие ориентиры и поводы к размышлению. Разве в нашей жизни не часто мы встречаемся с подобной ситуацией? Вот у ворот церковных или жизненных, на дорогах или переулках мы встречаем множество подобных Лазарей, которые не имеют не только пядь земли, но и локоть кровли над головой своей. Они не знают, чем им завтракать и будет ли у них ужин, смогут ли они утолить жажду холодной водой или придется им пить из лужи. Кто-то окажет им милость сегодня или они получат очередной пинок от общества?

Скажешь – как несправедлив Господь! Почему один страдает, а другой благоденствует в своих днях, роскошествуя безумно? Что же, виновато богатство? Нет. Виновато неправильное отношение к нему. Наш учитель церковный святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь не без промысла устроил некое разделение социальной жизни человеческого общества. И вот, один нуждается, а другой может помочь уму в этой нужде. Причем, у одного нужда материальная, а у другого духовная. И вот, помогая друг другу, они входят в некий симбиоз соработничества, соработая Богу в спасении своих душ.

Но человек обладает не только возможностями и средствами, но и свободой. Свободой своей воли. Направит ли он эту свободу на благо или на зло зависит от него самого.

Ты скажешь: Бог несправедлив, когда видишь нищего, который алчет, и жаждет, и наготует. Но почему ты не говоришь «Бог несправедлив», когда не подаешь ему милостыню, когда проходишь безразлично мимо его нужды? Почему ты не говоришь «Бог несправедлив», когда уязвляешь острым словом ближнего своего? Когда ругаешь своих детей или прекословишь родителям. Почему Бог несправедлив?

Если бы Бог был справедлив, он наказал бы тебя на месте. Наверное, сразу бы ты превратился в кучку пепла и уже не кричал, а шипел бы «Бог справедлив». Но Бог действительно несправедлив, потому что милость и любовь выше закона и справедливости. И Он нам постоянно говорит об этом. И в Священном Писании мы слышим слова Господа: Если б вызнали, что значит, милости хочу, а не жертвы.

Мы приходим в храм, ставим свечи, и считаем себя довольными: принесли Богу, так сказать, необходимое. Но нуждается ли в чем Господь от нас? Какие приношения?! Сотворивший небо и землюмореи вся яже в них ждет ли десять грамм воска или парафина на церковном подсвечнике? Он ждет изменения нашего сердца. Он говорит: вы сначала поймите, что вы одна большая семья. Вы, братья и сестры, почему так друг к другу относитесь? Почему не любите друг друга, не терпите? Ненавидите, завидуете, обижаете? Хулите, злословите? Мне от вас не нужны приношения, научитесь жить в миру друг с другом. Научитесь тяготы друг друга носить, чтобы создать если не идеальное общество, то, по крайней мере, общество, которое не похоже на ад.

Спросили нашего современника, одного старца: что такое, отец Паисий, ад и рай? Мы не понимаем, расскажи нам. Он им говорит: ад, возлюбленные, похож на большую комнату, посередине которой стоит стол, за столом битком набито людей. Все голодные, хотят кушать. А в центре стола стоит большой чан с едой вкусной, наваристой. И у каждого ложка, правда с длинным черенком. Он может достать до этого чана, но не может положить себе в рот. И вот они дерутся, ругаются, бьют друг друга от злости. Это ад. А что же такое рай? Рай – это большая комната, посередине которой стоит стол, на нем чан с вкусной едой, вокруг много людей. И у всех в руках длинная ложка. Они не могут достать до своего рта, но они могут кормить друг друга. И от этого все счастливы.

Мы имеем возможность делать добро. Почему мы его не делаем? Конечно, вопрос не к Богу, а к нашему сердцу. И, если мы увидим себя не в лице Лазаря… Мы все время жалеем себя – вот, мы больные, немощные. Но у нас есть крыша над головой, у нас есть что одеть. Мы не изъязвлены, слава Богу, неизлечимыми болезнями, мы питаемся не один раз, а несколько раз в день. Почему мы смотрим только на свою немощь и жалеем себя, но не жалеем других? Неужели в этом виноват Бог?

И вот посмертная участь показывает нам, что всякое семя, посеянное на земле жизни, обязательно прорастет в Царствие небесное. Что посеешь, то и пожнешь.

Давайте же сеять доброе, светло, вечное. И чтобы нам с вами не было стыдно за дни нашей жизни, которые мы провели бесцельно, бездумно и бессердечно. Пусть мы будем страдать, но мы не будем заставлять страдать нашего ближнего.

С праздником, дорогие братья и сестры!

3 ноября 2019 года

 

(136)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели