Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора, сказанное в храме святой великомученицы Параскевы Пятницы

Сегодня действительно малая Пасха, и мы вспоминаем Божественные словеса, которые говорят нам о том, что всякое даяние благое, неся совершенный дар, свыше подается, сходящий от Отца Света, от Бога нашего. Вот и сегодняшний праздник тоже устроен нашим Творцом, Спасителем и Богом, впрочем, через свободное наше волеизъявление. Если бы мы с вами сегодня не пришли в церковь на праздник, а нашли бы себе благое оправдание заняться другими делами, то, наверное, праздника для нас с вами сегодня не было.

Поэтому мы и называемся соработниками Богу в общем деле спасения нашей души и всего нашего христианского общества. И не только христианского, но и языческого, потому что и оно просвещается светом Евангельской проповеди. Сегодня мы слышали с вами в воскресном Евангельском повествовании удивительнейшую историю об исцелении бесноватого. Эта история никого, наверное, не может оставить безразличным и без внимания.

Один человек держал в ужасе и страхе округ двух городов Гадару и Гергесу. Так что люди не шли по короткому пути, протоптанному ногами их предков, но шли по горам, по долинам, чтобы не встречаться с этим одержимым человеком.

Господь являет свою силу и свою любовь, и то, что не смогли сделать люди, совершают демоны. Они исповедуют его Господом, Сыном Бога Всевышнего, тогда как живущие на земле видели в нем пророка, высшего среди пророков, учителя, но едва ли больше.

И вот когда огромное стадо свиней погибает в пучине морской, и через это переселение освобождается несчастный и получают свободу, что происходит с жителями? Может быть, они бегут скорее дар принести в коленопреклонении Иисусу Христу? Сказать: спасибо Тебе, Великий, пусть пророк, пусть учитель, но мы тебе благодарны, что ты нас избавил от лютых демонов.

Легион! Это порядка пяти-шести тысяч войска римского по тому времени. Может быть, они сказали: Спасибо Тебе, что Ты нас обличил за наше нечестие, за то, что мы нарушали Закон Божий и нечистых животных – свиней выращивали на священной земле ради скверного прибытка?

Но, что же мы видим? Неблагодарность? Да, и более, чем неблагодарность. Приходят они к Иисусу и говорят: Отойди от пределов наших. Не мешай нам жить так, как мы привыкли, как мы хотим.

Что же это, возлюбленные, как не богоборчество? Изгоняется Христос, изгоняется Бог из тех пределов, из сердец, из жизни людской.

А потом эти люди спрашивают: Господи, а за что нам такое несчастье, напасти? Уже не один бесноватый, не два. Такое чувство, что все наше общество беснуется, страстями одержимо. Почему это происходит? Потому что отвержен краеугольный камень нашего спасения Христос.

Что побудило многих императоров воздвигать гонения на христианское учение и на всех тех, кто прославляет имя Распятого Господа нашего Иисуса Христа? Что, как не богоборчество?

Не мешай нам жить так, как мы хотим. И лишь только малейший намек на то, что мы должны что-то исправить, тут же уничтожается не только само учение, но и сам Благовестник этого учения.

Мы осуждаем те времена и тех людей, гонителей, кто истязал и мучил несчастных христиан, братьев и сестер наших. Но сегодня, если внимательно присмотримся к нашей собственной жизни, едва ли мы найдем различие между нами и прежними гонителями, разве что в средствах. Да, мы не употребляем огненные щипцы, острые железные, и медные крючья, расплавленное олово и прочее, но мы языком лучше, чем плетью, рассекаем нашего ближнего пополам – его сердце, его душу, его ум, а порой и его жизнь.

Почему это происходит? Только ли от нашего неверия в Божественный Промысел? На самом деле задумаемся: случайна ли была встреча путешествовавших в Эммаус Луки и Клеопы с неким таинственным странником, в котором в преломлении хлеба признали они Божественного Учителя своего Господа Иисуса Христа? Наверно нет. А можем ли мы признать с вами вообще случайную встречу в нашей жизни? Наверное, нет. Если мы только верим словам Божественного Учителя, что даже волос с вашей головы не упадет без воли Божией. А что говорить о большем?

Значит, Господь все устрояет: и наши встречи, и расставания. Для чего? Исключительно для пользы нашей души. Но и врач назначает лекарство, но всякий ли принимает их? Зависит от человека, как он будет принимать ту или иную встречу, ту или иную жизненную ситуацию.

И вот мы как относимся к посланникам Божьим, которые вдруг начинают нас обличать в чем-то? Пусть это будет посланник в виде нашего соседа, или родственника, или незнакомого спутника по маршрутке – не важно. Важно, что мы чувствуем, как уязвляется наше сердце, наша гордыня, обличается наша неправедная жизнь. Это в нас вызывает бурю негодования и различных отрицательных эмоций.

Тем самым мы уподобляемся гадаринским жителям, говорим: Господи, Ты этого человека зачем нам послал? Чтобы он нас обличал? Мы не хотим его слушать, потому что мы не хотим менять свою жизнь и считаем, что живем правильно. И ничего, что свиньи пасутся не только в нашем дворе, но и в нашем сердце. Мы хотим жить так, как привыкли. И говорим: Знаешь что, отойди от нас подобру-поздорову.

И это, наверное, самое печальное, возлюбленные, в нашей христианской среде и общине, когда мы говорим «христиане», а живем хуже язычников.

Святая мученица Параскева так любила Христа, что не пожалела отдать свое тело на растерзание, поругание и смерть. А мы боимся для Бога пожертвовать самым малым – пять минут лишних помолиться. Стоим на службе – нам тяжело. Думаем: когда бы уж поскорее, скоро начнется сериал, там у меня стоит в печке мяско приготовленное, там у меня встреча с моим товарищем, там футбол… У каждого свое. Но главное, что мы не хотим общаться, нас тяготит общение с Богом.

Внешнюю форму, да, мы научились соблюдать: вот Тебе свеча за десять, за двадцать или за сто рублей. Возьми и успокойся, ну что Тебе еще от меня надо? Неужели Богу от нас это надо?

Как горько плачут родители, когда их дети так к ним относятся. Какую-то подачку принесут – и ты уже меня не трогай, я ведь свой долг выполнил. Да неужели мне нужна от тебя вот эта подачка, мне ж от тебя нужна любовь, отношение, живое, чтоб ты был для меня живым.

Вот и вы должны быть, братья и сестры, живыми для Бога. И каждый должен задуматься, что цена его жизни ровно такая, сколько стоит то, ради чего он готов умереть. Ради чего мы готовы с вами умереть, вот прямо сейчас здесь? Каждый ведь сможет это озвучить, хотя бы для себя. Цена нашей жизни и цена нашей смерти. А ведь мы призваны каждый день задаваться этим вопросом. Смысл нашей жизни: именно он определяет наши поступки, дела, слова, что мы терпим, что мы не терпим, с кем сражаемся, куда стремимся. А если нет смысла в нашей жизни, то мы уже просто животные. Какая разница, где ты живешь, в норе или в трехкомнатной квартире? Ешь ты грибочки с пенька или с золотой посуды? Это все физиология. А душа твоя чем живет? Чем она питается? Может, она хуже той нищенки брошенная, подбирает крошки с земли?

Будем думать больше, дорогие братья и сестры, о сердце своем и о своей душе. И о жизни не только земной и временной, но и о жизни духовной и вечной, чтобы нам прославить нашего Отца Небесного в этой жизни своими делами и поступками, чтоб Ему не стыдно было за нас. Чтобы святая великомученица Параскева могла нас встретить в Небесном Царстве и сказать: Ну, что же, брат мой, или сестра моя во Христе, приходи вместе со мной, наследуй уготованное тебе Царство от сложения мира. Аминь.

10 ноября 2019 года

 

(269)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели