Проповедь Владыки Феодора после Литургии в храме Князя Владимира

Ваше Высокопреподобие досточтимый отец настоятель, хор, братия, прихожане храма сего, дорогие братья и сестры, возлюбленные о Господе Воскресшем!

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним воскресным днем и совершением Божественной литургии, приобщением Святых Христовых Таин, через которые мы становимся ближе не только друг к другу, но, самое главное, к Самому Господу нашему Иисусу Христу.

Время осеннее – это время приносить плоды. И каждый из нас должен внимательно обращать свой взор на нивы сердечные: что там всходит ныне? Что мы Богу приносим? Авелевы или каиновы житницы? От тука ли, от избытка, или от нищеты своей?

Но, действительно, все познается в сравнении. И мы с вами тоже смотрим друг на друга, изучая, как тот и иной старается? Мне больше стараться или достаточно того, что я уже сделал? То, что я Богу приношу, может быть уже более того, что нужно?

Вот пример жизни одного из святых, память которого ныне празднует святая Церковь, преподобного Иоанникия Великого. Пожалуй, он возводит нас с вами на особую высоту духовной жизни. Есть осознание того, что мы с вами приносим плод духовный в очень небольшом количестве. А имеем возможность подносить его намного богаче и щедрее. Потому что Дух Святой обогащает каждого из нас, если только мы Ему открыты навстречу, если сердце наше не закрыто грехами и желанием жить только для себя, если наш ум смотрит навстречу ближнему и окружающему миру.

Преподобный Иоанникий – один из немногих святых назван Великим. И не только за те подвиги, которые он нес в течение своей многолетней жизни (прожил он около ста лет), но и за те чудеса, которые он совершал благодатью Духа Святаго. А вернее сказать, Христос через него совершал многоразличные чудеса.

Родился он в VIII веке в благочестивой семье, верующей, но бедной. Он не получил образования, и всю свою молодость провел на поле – пас коров. Любовь к Богу и стремление быть со своим возлюбленным Спасителем и Творцом не оставляли сердце боголюбивого юноши, и он старался всякие мгновения, всякую возможность использовать для того, чтобы обратиться к Нему со своей горячей сердечной молитвой.

Но как здесь помолишься, когда кругом коровы? Вы же знаете, что они непослушные, своенравные, порой неразумные – кто в кусты, кто в овраг, кто в поле, кто в пасть волку… О какой молитве может идти речь? Суета…

Но Господь уже в то время показал своего избранника тем, что юноша, ничтоже сумняшеся, большим крестным знамением ограждал свое стадо и вставал на молитву. Они же, как послушные овечки, паслись возле него и никуда не уходили. Он совмещал и духовное, и материальное. И видимый мир и невидимый, и стадо пас и духовно возрос.

Впрочем, с течением времени, когда он уже возмужал, а он был юношей крепкого телосложения и высокого роста, привлек к себе внимание императорской армии, избранного отряда служения дворцу. В бою он показывал примеры храбрости неимоверной, направляя свой меч на врага, многократно его превосходящего, освобождая свой отряд и вельмож от плена так, что приводил в восхищение и радость не только своих сослуживцев, но и самого императора. Великий властелин награждал его почестью, славой и различными наградами, которые, надо сказать, тяготили боголюбивого юношу. И он стремился от этих почестей уйти.

И вот, в конце концов, в его душе созрело решение оставить воинскую службу и стать духовным воителем – монахом. Он решил идти в затвор, чтобы там один на один с демонами вести свою брань, как об этом пишет апостол Павел, но благоразумно решил посоветоваться с неким игуменом. И тот сказал, что лучше новоначальному пожить в монастыре несколько лет, а когда научится терпеть различные характеры братьев, неудобства жизни, научится смиряться перед ближними, научится терпению, трудолюбию, молитве, когда основные страсти в сердце своем сокрушит, тогда сможет он уже выйти на более высокий уровень жизни затворника.

Так и случилось. Он провел несколько лет в монастыре, а потом отправился в пустыню. И там Господь даровал ему многие благодатные дары: он мог исцелять и слепых, и хромых, изгонял бесов, ходил по водам, делался невидимым для людей и мог сделать невидимым кого бы захотел, как, например, он из плена вывел своих соплеменников, незаметно для стражи, освободил остров от огромного скопления ядовитых змей. И чего он только за свою жизнь ни сделал, что вполне справедливо возвещает нам ум, и являет сердце!

Но один случай хотелось бы вам рассказать более подробно, потому что он являет собой не только чудесное действие благодати Христовой, но и наиболее являет Божественную любовь и снисхождение к ближнему.

Однажды преподобный Иоанникий посетил женский монастырь. После обычного приветствия, благословения и трапезы, он узнал случайно, что в обители находится вместе со своей матерью юная дочь, желающая быть монахиней, но искушаемая от демонов. Настолько сильно разжигалась ее плоть блудной страстью, что она уже помышляла оставить стены монастыря, уйти в мир и там предаться или буйству плоти или, по крайней мере, создать семью.

Преподобный Иоанникий сожалел о несчастье девушки, сострадал ей, желал помочь. И вот он сказал: Встань на колени и положи руку свою на шею мою, и помолись. Бес от девицы перешел на Иоанникия. Она освободилась и свободно вздохнула, а он почувствовал не только тяжесть, но и разжжение плоти. Поспешил удалиться из монастыря и, путешествуя пустынными дорогами, он чувствовал, как более и более над ним берет страсть лукавого демона. И не знал он уже, что делать и куда девать свое тело. И молился он, почти ничего не ел, но страсть возобладала.

Увидел он некую пещеру, а в ней огромного дракона. И сказал он сам себе: лучше мне погибнуть в когтях дракона, чем лишиться навечно наследия Небесного Царствия и умереть для Христа. И бросился в объятия смерти. Но произошло чудо. Вот эта решимость борьбы с грехом освободила его Божественною силой от власти лукавого.

Дракон погиб, а демон, сокрушенный смирением, бежал. И так Иоанникий стал славен в очередном своем подвиге.

Он прожил 94 года, знал заранее время своей кончины, и в обители пустынной монахи видели, как Ангелы возносили душу Иоанникия на небеса, восхваляя и ублажая его жизнь и подвиги.

Пусть мы с вами никогда не будем зваться «великими». Мы можем быть только грешниками. Но, по крайней мере, мы имеем возможность и должны трудиться на винограднике Христовом, созидая свой внутренний мир, свое сердце, своего нового человека. Мы можем, по крайней мере, снисходить к немощам наших ближних, не осуждая их, не пригвождая их своим языком, как гвоздями, ко кресту. Если мы не можем взять духовные немощи на свою шею, как это сделал преподобный Иоанникий, то, по крайней мере, мы можем разделять тяготы друг друга по слову апостола Павла и тем самым исполнить закон Христов.

Пусть этот пример великого монаха будет для каждого из нас назиданием и некоей планкой, к которой бы мы тянулись, стараясь всегда видеть себя несовершенными. Господи, дай мне силы еще хоть что-то сделать полезное для Тебя и для ближнего. Господи, прости меня, что я поленился и сегодня раньше лег спать, чем нужно, и не вычитал те молитвы, которые должен был прочитать. Прости меня, что все мыли посуду, а я ушел немножко раньше.  Да сколько всех этих жизненных ситуаций, когда мы сами себя оправдываем, а должно быть наоборот.

Итак, единственный человек, который достоин в нашей жизни осуждения – это мы сами. Будем осуждать себя и оправдывать ближних и тогда получим высшее оправдание от Господа нашего Иисуса Христа, став наследниками Его Царства, уготованного нам от сложения мира. Аминь.

17 ноября 2019 года

(183)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели