Проповедь Владыки Феодора после Литургии в храме Андрей Первозванного в СИЗО

После Божественной литургии в храме во имя апостола Андрея Первозванного, который располагается в СИЗО N 1 УФСИН по Волгоградской области митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор обратился к присутствующим с пастырским словом.

Как нам нужно прожить, чтобы после смерти нас помнили хотя бы какое-то время? Как нужно было прожить апостолам, что спустя более чем две тысячи лет мы их не просто помним, мы их прославляем, мы восхищаемся их жизнью и их подвигами. Потому что их жизнь была носителем не ценностей временных, а ценностей вечных. Потому они и прославились в вечной славе Господа нашего Иисуса Христа.

Господь наш велик, велик не только в Своей силе, в Своей власти, Он велик в Своей любви. Он даже последнего грешника не отвергает, но подает некое вразумление на земле, как бы наказание…  Наказание не в смысле кары, а в смысле учения: наказ, указ, показ, что ты сделал правильно, что ты сделал не правильно. И через это воспитывает в нас правильное отношение к себе, к окружающему миру, к Богу и к ближнему человеку.

Человек по своей природе ограничен. Ограничен в пространстве, во времени, в своих возможностях. Он не обладает полнотой свободы, которой обладает только один Бог. Но человек может приобрести ту или иную полноту свободы своих действий и своих желаний, в зависимости от системы, в которой он живет и существует. И чем больше сфера жизни, в которой находится человек, обладает свободой, тем больше свобода может дать конкретной личности.

Какая же система или сфера обладает полнотой свободы? Конечно,  Божественная. И только в Боге человек может получить максимум свободы своих действий. Но вместе со свободой к человеку приходит и ответственность за свои поступки, за свои слова, за свои действия. И в этом понимается зрелость личности, сколько он может сделать и что он делает.

Святые отцы, понимая и разделяя внешнюю и внутреннюю свободу, добровольно обрекали себя на ограничения. Это были ограничения в пище, ограничения в одежде, ограничения в различного рода развлечениях, утешениях, и даже ограничения в движении. Некоторые приковывали себя цепью добровольно к скале, чтобы через ограничения в движении своего тела, ограничить движение страстей в своей душе.

Другие, не воздерживаясь в страстных движениях своего сердца, ограничивались законом человеческим уже в движении своего тела. Одним словом, сам человек выбирает границы своей жизни, своего существования и проявления своей личности. Оказывается, что внутри человек может чувствовать себя совершенно отлично от внешних проявлений жизни.

Мы с удивлением читаем воспоминания исповедников и новомучеников Церкви Русской, которые по существу наши современники. Буквально еще несколько десятилетий назад они находились в темницах, в тюрьмах. Не в таких условиях, как сейчас в исправительно-трудовых колониях, а в страшном холоде, в голоде, в постоянном унижении, в бичевании, порой завшивленные, истощенные. Они говорили, что это были самые счастливые дни их жизни.

Как нам это понять? Человек лишённый всего, приобрёл счастье. Откуда это счастье, каков источник его? Безусловно, источник не внешний, а внутренний. Источник духовный. Сам Бог подаёт это состояние души тем, кто претерпевает мучения не заслуженно, но добровольно. И вот тогда человек, находясь во внешнем стеснении и ограничении своего тела, приобретает полноту свободы своего внутреннего мира. И в этом он ощущает радость и блаженство.

И мы с вами иногда вдруг чувствуем, что именно во время поста, когда мы начинаем себя ограничивать в пище, во сне, начинаем заставлять себя молиться хоть немножко почаще, какие-то поклоны делать, вдруг открывается как бы некая дверь в другую сферу нашей жизни. В ней другие ценности, другие радости, другая свобода, которую мы получаем благодаря нашим ограничениям.

И вот мы попостились. И чувствуем иногда несказанную радость души от того, что мы добровольно потерпели, чего могли бы и не терпеть. Мы с вами призваны благовествовать Евангелие, Евангелие правды. Благую весть, весть о Христе и Его Царстве. Благовествовать не только словами, а самой жизнью. Потому что каждый поступок человека это проповедь. Задумаемся, что мы с вами проповедуем? Если закрыть наши уста и нашу жизнь представить только в действии нашем, о чем мы будем этим действием с вами говорить?

Господь нам объясняет, что Он будет нас судить по нашим делам и поступкам. «По делам их, узнаете их» говорит Спаситель. Мы должны понять, что каждый поступок есть проекция проявления внутреннего мира человека на внешний мир. Как художник рисует картину, он отображает свой внутренний мир на холсте, так и любой человек, совершая любой мазок, любой поступок на холсте жизни, отображает на нем, на картине вселенной свой внутренний мир.

Если мы хотим, чтобы мир стал лучше, добрее, светлее, более правильнее, то давайте наносить на этот Божественный холст только светлые краски, которые, безусловно, исходят из нашего сердца.

Будем формировать наше сердце, ограничивая его от неправильных желаний и мыслей, в добром и светлом направлении, чтобы мы были не только внешне, но и внутренне людьми красивыми и благодатными. Чтобы не только при нашей жизни, но и после нашей смерти нас вспоминали с уважением и  любовью. И пусть сегодняшний день памяти Андрея Первозванного, его молитвенная помощь и благодать будут со всеми вами, и укрепляют вас в несении жизненного креста и тех скорбей, которые каждый может нести достойно, с терпением, без раздражения, без ропота, без осуждения, но через этот труд, созидаясь и укрепляясь внутренне.

Пусть благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца, причастие Духа Святаго, которые мы с вами получили в сегодняшней службе, прибывают со всеми вами во все дни вашей жизни.

13 декабря 2019 года.

 

(129)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели