Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора, сказанное в Свято-Духовом монастыре в день святых отец

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы с вами перешли течение Поста и достигли преддверия великого и славного праздника Рождества Христова!

 Вся природа, вся Вселенная готовится к этой Божественной встрече. Должны готовиться к ней и мы. Церковные песнопения как нельзя лучше настраивают нас на правильный лад.

Сегодня мы вспоминаем Святых Отец.  Две последние недели, два воскресенья перед праздником Рождества Христова посвящены Святым Отцам и Святым Праотцам. Из их жизни, из их плоти соткалась Плоть Иисуса Христа.

Мы сегодня слышали в евангельском повествовании долгую, длинную вереницу непонятных труднопроизносимых еврейских имен. И для большинства из нас это самый тяжелый момент в церковном круге – слушать это длинное перечисление. Но почему нам это тяжело? Потому что непонятно.

Постараемся хоть немного прикоснуться умом к смыслу, который вложил в написание апостол и евангелист Матфей. Он писал евреям, для которых было принципиально важно проследить цепочку, что Иисус Христос есть именно Тот, Обетованный, Обещанный Богом Мессия, Спаситель мира, который произошел от корня Иессеева, от Давида и от Авраама. Именно с этих имен, которые особо почитались в иудейском народе, и начинает родословную евангелист.

Среди этих людей есть имена не просто неправедных, а грешников, блудниц. Однако же которых Господь не возгнушался, и называет их Своими родственниками, Своей семьей, потому что они при всей тяжести греховного естества смогли понять промысл Божий, волю Божию о себе и свою жизнь изменить к лучшему.

Будем помнить о том, что Христос пришел грешников спасти, и каждый, кто видит в себе грех и желает с ним бороться, и есть как раз тот, для кого Христос рождается ныне в мире. Но когда заканчивается перечисление этих имен, вдруг мы слышим переход: Иисус Христово Рождество сице бе…

Как оно совершалось, как происходило Рождество Христово? И мгновенно в нас что-то перестраивается, изменяется сознание, скука улетучивается, пробуждается интерес.

В этот день особым образом Церковь вспоминает трех отроков, которые в вавилонскую печь были брошены за верность своему Богу. Их имена все мы должны знать, конечно: Анания, Азария и Мисаил. После пленения вавилонского они жили при дворце у царя Навуходоносора II и были приближены. Но когда он побудил их принести жертву идолам, они отказались. И он уготовил им страшную казнь – сожжение в раскаленной печи. Но вот огонь этот лютый никак им не повредил. Архангел Михаил, как гласит предание церковное, сошел в пламень горящий и своими крылами покрыл юношей, и они пребывали как в некой росе, как в дождевом тумане, в прохладе. И не только одежда, но и волосы их не были повреждены пламенем, и даже гари от них никакой не чувствовалось. Но зато в избытке были повреждены огнем их мучители. Песнь этих трех отроков до сих пор воспевает Церковь на седьмой и восьмой песнях канона на Утрене.

В 17 веке даже был чин церковный о пещи горячей. Говорят, что пришел он к нам из Византии. В византийских источниках сохранились лишь некоторые ноты, но само действо не сохранилось. А вот на Руси, в Успенском соборе Кремля, в Великом Новгороде, в других кафедральных соборах русских городов это действо совершалось торжественно. Некая пещь ставилась на амвон, вокруг нее устанавливались подсвечники. Участвовали трое певчих с клироса. Обычно выбирались бас, тенор и середнячок. Они одевались в отроков, а прихожане в халдеев. Во время литии они выходили вместе с клиром на середину храма. А когда служилась Утреня, они входили в эту пещь.

Совершался некий диалог, чем-то напоминающий чин умовения ног, когда архиерей ведет диалог с духовенством, читая Священное Писание. Это вызывало особый подъем душевный у людей. Это было некое театрализованное действо, а после службы начиналась уже всеобщая подготовка к встрече Христова Рождества.

Эти отроки вспоминаются потому, что печь, в которой они не загорелись и остались невредимы, является символом Божией Матери, которая тоже не была повреждена Огнем Божества.

И мы с вами, дорогие братья и сестры, приобщаясь Телу и Крови Христовой, тоже остаемся невредимы от той Благодати, которую дерзаем принять своими устами. Мы должны себя готовить к этой встрече внутренне, чтобы Господь попалил в нас хворост греховный, обновил нас, как в огне. В горниле пламени очищается серебро и золото, все примеси и шлаки уходят, остается чистый слиток. Вот так и душа человеческая должна очиститься от всякой греховной скверны и быть приятной и угодной Богу.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, пока еще есть время, готовить свое сердце, свой ум, свою душу к этой великой встрече со Христом и помнить, что Господь на самом деле намного ближе к нам, чем мы думаем, и чем нам порой кажется. Он может быть, и есть в любом человеке, которого мы встречаем на жизненном пути. Потому что Господь – Отец и Промыслитель. Ничего случайного не бывает в Его Божественном Промысле. Но все Он делает для нас с любовью и назиданием, чтобы наставить нас на путь спасения и исправить нас от греха. Пусть любовь пребывает в сердцах наших, пусть она будет провозвестницей веры. И пусть ваша жизнь будет свидетельством этой веры и света для тех, кто этой веры еще не постиг.

Милость Божия пребывает со всеми вами и радость от рождшегося Богомладенца Христа наполняет ваши сердца и ваши думы.

С праздником!

5 января 2020 года

 

(144)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели