Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал, как современному человеку преодолевать трудности и бороться с унынием

Фото с сайта news.church.ua

Как бороться с унынием? Как христианину преодолевать трудности? Как правильно выстраивать приоритеты в жизни? На эти и другие вопросы в интервью «Церковной православной газете» отвечает Блаженнейший Владыка Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины.

— Ваше Блаженство, некоторые люди, когда начинают ходить в Церковь, задают волнующий многих вопрос: почему Всемогущий Бог не вмешивается в жизнь погибающего человека и не возвращает его с губительного пути?

— Действительно, Бог является Всемогущим и Ему не представляет труда заставить каждого человека быть добрым, благо­честивым, даже идеальным. Но Бог не делает этого, потому что Он даровал нам свободу воли. Свободная воля является одной из черт Божественного образа, которым Бог украсил каждого человека. И если Бог отнимет у нас свободу воли, то мы потеряем человеческое достоинство и будем как животные — простые бессловесные животные. Мы тогда уже не будем в состоянии наслаждаться такими ощущениями, как счастье, радость, мир.

Однако нельзя говорить, что Бог забыл про человека. Более двух тысяч лет тому назад Всемогущий Бог вмешался в человеческую жизнь, умалился до того, что Сам соединился с человеческой природой, претерпел крестные страдания и смерть, чтобы вернуть человека в Рай. Бог вмешался в человеческую жизнь, чтобы каждому человеку дать возможность спастись, но при этом Господь сохранил человеку богоподобную свободу.

— В жизни у людей бывают и радостные и мрачные периоды. Бывает такое, что у человека на душе приятно, радостно, ему приятны все, кто его окружает. А бывает, когда человек встанет, а у него на душе темнота — все его раздражают, его наполняют какие-то страхи, какие-то сомнения, и ему тяжело жить. Почему так бывает и как человеку бороться с этим состоянием?

— Когда человек приближается к Богу, тогда ему радостно и светло на душе. Когда же человек делает зло, то его душа становится мрачной, она теряет благодать Божию, и в душе тогда возникает духовная пустота, которая должна обязательно чем-то наполняться — или благодатью Святого Духа, или грязью греховной.

Грех только на первый взгляд кажется приятным, но он ведет человека к страданиям, которые ему не свойственны. Ведь только сначала грех кажется сладким на вкус, а потом он приносит горькие плоды смерти, приближает к диаволу, к мучениям, для которых мы не созданы.

— Что может помочь человеку в таком состоянии?

— Человеку в таком состоянии может помочь благодать Божия. Бог так устроил человека, что он ничем не сможет утешиться, кроме благодати Святого Духа. Когда Адам жил в Раю, то ходил пред Богом, беседовал с Ним и был наполнен благодатью жизни, радости, счастья. Но когда преступил Божественную заповедь, то благодать Святого Духа была взята от него и до пришествия Христа люди не были способны ощутить полноту счастья и жили в ожидании Спасителя, Который вернет им потерянный Рай. Своими крестными страданиями, смертью и воскресением Господь смерть уничтожил, забрал у нее силу и власть над человеком. А после Своего Вознесения Спаситель послал в мир Духа Утешителя (Ин. 16: 7), Который единственно только и может дать человеку полноту жизни, мира, радости.

Для верующего человека очевидно, что все земные, мирские радости, к которым стремятся люди, далекие от Бога, — это попытка заполнить пустоту в душе. Мирские радости могут заполнить пустоту души, но они не могут утешить человеческую душу. Человека утешает и умиротворяет только благодать. Благодать Святого Духа — это единственно то, что может помочь человеку, если он попал под власть диавола. Стяжание благодати Пресвятого Духа и есть, по слову святых отцов, цель и смысл жизни христианина на земле.

Когда благодать Святого Духа наполняет человека, человек делается светлым, красивым, благородным, счастливым в полном и подлинном смысле этого слова. Эта благодать затем сопровождает человека в вечность и делает его чадом спасения.

— Как человеку выйти из состояния уныния? Что ему нужно предпринять, чтобы стяжать благодать Святого Духа?

— Благодать Святого Духа подается в таинствах Церкви, а также через постоянную работу над собой с помощью молитвы, покаяния, чтения слова Божия и творения добрых дел. Иными словами говоря, можно сказать, что человеку подается благодать, когда он очищает свое сердце, исполняет Заповеди Божии, стремится совершать добрые дела во Славу Божию.

Когда человек совершает добрые дела, то они вначале даются ему трудно, горько, но вводят в душу его сладость, радость и удовольствие жизни, наполняют силой. То есть добрые дела приближают нас к Богу и делают нас счастливыми и блаженными.

Для того чтобы человеку быть способным принять благодать Святого Духа, ему необходимо стяжать добродетель смирения. Священное Писание говорит, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Смирение — это самая большая добродетель, которая делает человека способным принять от Бога благодать. Все подвиги, которые мы совершаем — молитвы, покаяние, чтение слова Божия и творений святых отцов, добрые дела, — являются средством для того, чтобы привести человека в нормальное состояние — состояние смирения и правильного понимания, Кто Такой Бог и что такое человек. Когда человек осознает, что Бог — всё, а мы без Бога ничто, что мы красивы только с Господом, — тогда он приходит в смирение и его не сможет одолеть никакой грех, никакое зло.

Господь помогает нам благодатью Святого Духа бороться с унынием и с другими своими грехами. Нужно понимать, что духовная борьба редко проявляется в том, чтобы наносить удары злу, чаще всего она заключается в том, чтобы просто не следовать за ним. Зло нас пытается отвести от Бога, а мы должны идти к Богу. И тогда Божия благодать будет почивать на нас, и благодать Святого Духа будет учить нас, наставлять нас на всякую истину.

— Ваше Блаженство, Вы говорите, что когда человек делает зло, то попадает под власть демонов. Люди, далекие от Церкви, воспринимают такую мысль как некую аллегорию. Насколько реально человек может впасть во власть злых духов?

— Из Священного Писания нам известно, что злые духи когда-то были в большой славе и чести у Бога, они были наполнены Божией силой и благодатью, но возгордились и из-за своей гордыни стали неспособны быть причастниками этой благодати. Из светлых величественных духов они превратились в темных, падших духов, которые наполнены злом, ненавистью, отчаянием, страхом.

Когда человек делает злые дела, он идет к демонам. Это напоминает такую картину: ребенок идет к привязанному на цепи зверю. Так и всякий человек, когда делает зло, то идет к этому привязанному зверю — демону и сам отдает себя в его зубы, а он его истязает. Тогда человек начинает мучиться и страдать.

— Ваше Блаженство, в связи с общественно-политическими и экономическими трудностями наша страна переживает не лучшие времена, многим сегодня живется тяжело. Как христианину нужно преодолевать эти трудности?

— Да, сегодня многим у нас живется нелегко, но, как бы ни были велики наши трудности, какие бы ни были у нас проблемы, не стоит сосредоточиваться на них, нужно держаться Господа, и Он всегда поможет. Преодоление любых трудностей невозможно только усилиями воли человека или группы людей. Как учат святые отцы, жизнь земная — это море, на котором постоянно появляются волны — иногда больше, иногда меньше. И это житейское море невозможно переплыть, надеясь только на свои силы, надо держаться Бога, прилепляться к Нему.

Поскольку Христос основал Церковь и назвал ее Своим Телом, то держаться Господа означает быть членом этого Тела. Церковь еще называют Кораблем спасения, и если мы будем держаться Церкви, то переплывем житейское море и пройдем благополучно наш путь, несмотря ни на какие сложности.

Не надо смотреть на проблемы и на них сосредоточиваться. В нашей истории были разные времена — были более сложные, были более благоприятные. Нужно благодарить Бога за то, что Он нам дает и посмотреть вокруг себя и увидеть того, кто находится в более затруднительном положении, чем я, и помочь из того немногого, что у меня есть, этому человеку. Тогда обязательно Бог поддержит, укрепит, поможет и нам.

— Современный человек находится под давлением различных обстоятельств: работа, семья, учеба… Нередко случается конфликт интересов, различные коллизии. Как правильно выстраивать приоритеты в жизни с христианской точки зрения?

— На первом месте должен быть Бог, на втором месте — семья и только на третьем — работа. Мы должны помнить и выполнять наставление Спасителя: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (что нужно для вашей земной жизни) приложится вам (Мф. 6: 33).

Правильно расставленные приоритеты делают жизнь человека правильной и счастливой.

Все, созданное Богом, все материальные блага, должны служить человеку, не наоборот, а человек должен служить Богу. Так Господь нас учит. Так должно быть. Если человек начинает переставлять эти приоритеты и ставит на первое место богатство, то человек неправильно строит свою жизнь, он трудится много, жертвует собой и очень часто не имеет никаких успехов. Чем больше человек собирает земных благ, сокровищ, тем больше он становится несчастным. Потому что нам кажется, когда мы их не имеем, что вот «я бы разбогател и был бы счастлив». На самом деле это не так — счастье идет от Бога, а не от богатства. И тот человек, который не нашел Бога, а нашел только богатство, глубоко несчас­тен. А тот человек, который нашел Бога, может иметь очень мало, но будет счастлив.

Господь учит нас: если мы будем выстраивать свою жизнь так, что у нас на первом месте будет Бог, мы не будем отдавать все силы свои для богатства, у нас останется время для семьи, детей, для своих интересов. Не нужно становиться рабом богатства, а нужно быть рабом Божиим. И когда мы лучшие силы будем отдавать Богу, и часть своих сил на то, чтобы заработать на хлеб, воду, одежду, мы будем иметь успех в этом. Потому что птицы небесные вообще не сеют и не жнут, и не собирают в житницы и Бог их питает, и трава полевая не прядет, не трудится и Бог ее одевает, одевает так, что и мы так не можем одеваться. Это пример того, что Бог дает человеку, Своему творению, то, что ему нужно, если это творение выполняет свой долг по отношению к Богу.

Это касается не только отдельно взятого человека, но и страны в целом. Если большинство наших сограждан будут придерживаться таких богоугодных приоритетов, будут трудиться честно, не будут угнетать слабых, не будут воевать против Церкви, то и всю страну нашу благословит Господь миром и благоденствием.

Источник Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

 

(203)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели