Чего не стоит ожидать от встречи в Аммане

Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Церквей в Иордании – самое ожидаемое сегодня в православном мире событие. Её ждут как сторонники, так и противники этой идеи, возлагая на нее различные ожидания. Каковы цели этой встречи? Имеет ли она перспективы? Попробуем в этом разобраться, используя имеющиеся на сегодняшний день данные по этому поводу.

Евхаристическое общение

Конечно же – этот вопрос является одним из самых болезненных в сложившейся ситуации. Несмотря на это, на встрече в Аммане чуда не произойдет. РПЦ однозначно не возобновит Евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом и теми его сателлитами, которые вступили в молитвенное единение с украинскими раскольниками из «ПЦУ».

Этого не произойдет по нескольким причинам. Во-первых, такое восстановление общения невозможно чисто с канонической точки зрения. Нельзя быть в духовном единении с теми, кто допустил к Чаше Христовой самозванцев. И, в данном случае, заявление про самозванцев – это отнюдь не высокопарные фразы. Объективно – в числе «ПЦУ» присутствует большое количество людей, которые не имеют благодати епископства или священства даже чисто гипотетически. Здесь будет актуальным отсыл к «чекалинцам», которые перекочевали в «ПЦУ» из бывшей «УАПЦ».

Кроме того, следует отметить, что из тех, кто примет участие в Амманской встрече, никто не готов поступить в отношении к Константинопольскому патриархату по примеру Русской Православной Церкви. То есть, ожидать, что кто-то из представителей других Поместных Церквей заявит о разрыве Евхаристического общения с Фанаром, не следует. На это не готовы пойти даже сербы, несмотря на то, что нынешние проблемы этой Церкви в Черногории и Македонии, в некоторой мере, спровоцированы именно из-за действий патриарха Варфоломея по Украине.

Осуждение или низложение патриарха Варфоломея

Невозможность такого варианта событий неизбежно выходит из первого пункта. Те, кто не идет на разрыв Евхаристического общения с патриархом Варфоломеем, которое объективно назрело, никогда не пойдут и на его осуждение или низложение. Несмотря на все разбойнические действия главы Фанара за последние несколько десятков лет, эпоха Вселенских соборов давно канула в лету. И хотя Архондонис уже давно переплюнул Новата, Новациана и Фелициссима вместе взятых, особенно учитывая нанесенный им Вселенской Церкви ущерб, на встрече в Аммане мы не услышим каких-либо заявлений, осуждающих его персону или действия.

Это невозможно еще и потому, что модерировать сам процесс будет патриарх Иерусалимский – грек по происхождению. Отказ от участия в Амманской встрече представителей Кипрской Церкви, а перед этим – демарш предстоятелей Элладской и Александрийской Церквей, свидетельствуют лишь об одном – греки останутся греками. Они чисто психологически не готовы к тому, чтобы посягнуть на авторитет лидера нации, а потому главенство на встрече в Иордании Иерусалимского патриарха имеет скорее сглаживающий характер, мол, «кабы варвары чего лишнего не нарешали».

Окончательное осуждение «ПЦУ» и полное решение «украинского вопроса»

К нашему огромному сожалению, украинский церковный кризис перестал быть исключительно отечественной проблемой. Действия патриарха Варфоломея в Украине внесли колоссальный раскол, которого ранее не знало Православие. И не нужно утешать себя, будто проблему еще можно повернуть вспять. Нет. Раскол уже состоялся. Из маленькой опухоли он разросся до капитальных размеров, пустив корни метастазов на долгие десятилетия вперед.

Ни на встрече в Иордании, ни в ближайшем обозримом будущем украинский церковный вопрос решен не будет. Патриарх Варфоломей и его сателлиты не отступят от принятого решения о признании «ПЦУ». Возможно, было бы проще, если бы ситуация не имела политического окраса. Однако, учитывая заинтересованность в сложившейся ситуации, в первую очередь – госдепартамента США, подтверждающуюся регулярными одобрениями с их стороны в адрес новообразованной структуры, – признавшие украинских раскольников не отступят от своих идей.

Скорее всего, представители Поместных Церквей, которые соберутся в Иордании, будут склонять РПЦ к тому, чтобы расширить статус УПЦ. Об этом, напомним, неоднократно заявляли представители Румынской, Польской, Грузинской и других Православных Церквей, которые, хотя и не спешат с признанием «ПЦУ», однако недоумевают относительно того, почему Русская Церковь не хочет решить проблему именно в таком ключе.

Отдельно стоит отметить, что реализация такого сценария не решит проблемы. В первую очередь потому, что ни патриарх Варфоломей, ни многие другие Предстоятели такой автокефалии не признают. Это и не логично, ведь в таком случае им придётся «отмотать назад» все свои действия в отношении легализации церковного раскола в Украине. Таким образом, если предоставят автокефалию УПЦ, может случиться так, что последняя станет заложницей ситуации, как это случилось, к примеру, с Православной Церковью Америки. Напомним, ПЦА получила автокефалию от РПЦ, однако больше половины Поместных Церквей ее не признали, кстати, не в последнюю очередь из-за того же Константинопольского патриархата.

Чем же будет встреча в Иордании?

Как отметил в своем комментарии председатель ОВЦС РПЦ митрополит Иларион (Алфеев): «Встреча в Аммане, которую инициирует Иерусалимский патриарх Феофил, является братским совещанием, а не всеправославным собранием». Сам факт этой встречи оставляет призрачную надежду на то, что произношение на каждой Литургии слов «Верую… в единую… соборную… Церковь» не будет в последующие десятилетия простой формальностью.

Очевидно, особенно учитывая изложенное прежде, а также ряд факторов, сокрытых от общего взора, что результативность Амманской встречи будет крайне низкой. Однако, сама по себе она крайне важна, поскольку возвращение к соборному обсуждению накопившихся проблем в Церкви ярчайше демонстрирует то, как на самом деле должны решаться общецерковные вопросы. Встреча в Аммане ставит ряд неприятных открытий перед патриархом Варфоломеем и всеми греками, поскольку сам факт этого события открыто противоречит заявлениям главы Фанара о его безапелляционном первенстве в Православном мире.

Нужно сказать, что после Амманского совещания хватка греков в Церкви Христовой значительно ослабеет. Все собравшиеся буквально продемонстрируют, что Православие не крутится по орбите эллинских интересов и вовсе не призвано служить греческой гордыне. Таким образом, собрание Предстоятелей и представителей Поместных Церквей в Иордании станет своего рода площадкой для разработки дорожной карты будущих действий. Как бы то ни было, Церковь Христова основана самим Спасителем, а врата адовы, как известно, не одолеют Её.

Сергей Назарчук

Источник raskolam.net

(15)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели