Богослужебные указания за 20 апреля 2020 года

Понедельник Светлой седмицы. Сплошная седмица.

Прп. Гео́ргия, еп. Мелити́нского. Прп. Дании́ла Переясла́вского.

Утреню и вечерню во все дни Пасхальной седмицы в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили (и, по традиции, в поручах), а в приходских храмах – в фелони, епитрахили (и, по традиции, в поручах).

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 2 зач., I, 12–17, 21–26.   Ин., 2 зач., I, 18–28.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая.

Примечание. «И по возгла́се а́бие пое́м кано́н: Воскресе́ния день: ирмосы́ по два́жды, тропари́ же на 10, с припе́вом: Христо́с воскре́се: В Сла́ва же, и И ны́не, глаго́лем Богоро́дичны господи́на Феофа́на, и господи́на Ио́сифа. Катава́сия о́ба ли́ка вку́пе: Воскресе́ния день: И последи́: Христо́с воскре́се: три́жды. И глаго́лем сие́ во всю седми́цу вку́пе со ирмосы́ на 14» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени»).

Канон Пасхи: «Воскресения день…» со ирмосом и Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 10, на «Слава» и на «И ныне» – Богородичны). Припев: «Христос воскре́се из мертвых». Библейские песни не поются.

Примечание. С понедельника пасхальный канон поется с особыми Богородичнами (творение прпп. Феофана и Иосифа). В Цветной Триоди они помещены в последовании Недели жен-мироносиц, а в изданном особой книгой «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» печатаются в каноне на ряду в первый день Пасхи. О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, потому что с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный: ектении произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни – ирмос канона Пасхи (единожды) и «Христос воскресе…» (трижды; по обычаю, скорым распевом). Каждение, по традиции, на 1-й, 4-й, 7-й и 9-й песнях канона (во всю Светлую седмицу).

Катавасия «Воскресения день…».

По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».

По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово…» и «Воскрес Иисус от Гроба…» – по трижды.

В понедельник, вторник, среду, четверг и субботу Светлой седмицы 9-я песнь поется в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;

1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;

2-й лик: тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Возбудил еси, уснув…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Пасха ве́лия…»;

1-й лик: «Ангел облиста́яй…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Днесь всяка тварь…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Днесь Владыка плени́…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Величит душа моя Триипоста́снаго…», Богородичен: «Согласно, Дево…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Веселися и радуйся…»;

Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 4, и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец утрени. (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.) Ектении и отпуст пасхальный с Крестом и, по традиции, с трисвещником.

Часы Пасхи.

Примечание. В «Правиле ко Святому Причащению» (М., 1893) говорится: «Ве́домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Пара́клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы, опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются.

Входные молитвы перед Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш…» читается «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), ипакои и кондак Пасхи. Вместо покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» читаются тропари пасхальных часов: «Во гробе пло́тски…». «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное…». Затем: «Пречистому Образу Твоему покланя́емся, Благи́й…», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице…». Молитва: «Господи, ниспосли́ руку Твою…»; псалом «Вни́ду в дом Твой…».

На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Вхо́дное Пасхи.

По входе – тропарь, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), ипакои, глас 4-й: «Предварившия утро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня (понедельника Светлой седмицы).

Задостойник Пасхи.

Причастен – «Тело Христово…».

Отпуст – как в первый день Пасхи.

Во всю Пасхальную седмицу после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход.

Источник Патриархия.ru

(246)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели