История храма на площади с восемью названиями

Застраиваться эта окраина города стала, вероятно, во время русско-турецкой войны 1877–1878 г., когда Россия освобождала от турецкого ига славянские народы на Балканском полуострове. Известный краевед А.Н. Минх писал, что данная часть Царицына в XIX веке носила название Балканы. Она простиралась от местности под названием Бутырки, ограниченной улицами Курская (современная ул. Порт-Саида), Воронежская (ул. Коммунистическая) и Бутырской площадью (пл. Ленина), «до нефтяных складов по Малый крутой овраг» (район улицы имени 39-й гвардейской дивизии).

В газетах конца XIX века и других источниках эта территория указывается иногда как «площадь Красного Креста», «местность близ Красного Креста», «площадь у Красного Креста», а иногда – как «площадь на Балканах», Бутырская или Балканская площадь.  Благотворительная организация «Международный Комитет Красного Креста», основанная еще в XIX в. в Швейцарии, предоставляет защиту и помощь жертвам войн и конфликтов. В Царицыне отделение Российского общества Красного Креста появилось к 1877 г. для оказания помощи пострадавшим в русско-турецкой войне. Для раненых воинов царицынцы жертвовали: «вещами, тканью, табаком, деньгами». За семь месяцев 1877 г. в составе комитета были уже 100 действительных членов, а денежных средств было собрано 14 595 рублей.

Еще до начала русско-турецкой войны вышел указ Святейшего Синода от 24 ноября — 1 декабря 1876 г., согласно которому все женские монастыри и общины должны были создать отряды «сердобольных сестер» из числа насельниц для отправления в военные лазареты, эти же монастыри должны были заняться изготовлением корпии, бинтов, перевязок и всего, что требуется для обработки ран. А по указу от 3-15 марта 1877 г. мужские обители тоже привлекли к образованию отрядов «сердобольных братьев» из монашествующих и послушников, к тому способных и благонадежных.

На Балканской площади построили лазарет от общества Красного Креста. Революционер и краевед Яков Холщевников описывал восстание 226-го Бобруйского полка в Царицыне 29 ноября 1905 г.: «… командир уехал, сказав, чтобы роты пошли во двор лазарета Красного Креста (на Воронежской улице)».

Еще в 1886 г. Управа, по просьбе жителей выделила здесь место под строительство храма. Первая царицынская газета «Волжско-Донской листок» от 9 апреля 1886 г. написала, что учитывая неравномерность распределения приходов по городу «некоторые из Царицынских обывателей решили начать ходатайство о разрешении открыть в Царицыне попечительство, на обязанности которого будет лежать изыскание средств для постройки храма Божьего на Бутырской площади и устройство при нем школы. Как только епархиальная власть разрешит открыть попечительство, немедленно членам этого попечительства будут розданы подписные листы для сбора пожертвований. Затем, как нам передавали, попечительство обратится к нашей Думе с просьбою о пособии. Нет сомнения, что гласные Думы отнесутся сочувственно к духовным нуждам своих сограждан, лишенных нередко возможности пользоваться и храмом и школой, и окажут их похвальному стремлению посильную помощь. Дай Бог успеха этому хорошему делу!».

Фрагмент плана Царицына. Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1: Вып. 4

В мае 1886 г. «Волжско-Донской листок» сообщил о планируемом рассмотрении Думой «по прошению жителей местности «Балканы» и Бутырскаго форштадта – об отводе места под предполагаемую к возведению церковь, училище и дома для церковного причта на Бутырской площади, против городских казарм». А через неделю напечатала отчет о том, что «прошение жителей Балкан и Бутырок об отводе на бутырской площади места под постройку церкви, училища и дома для помещения церковного причта Дума оставила без разсмотрения, поручив городской Управе составить проект плана местности, требующейся под эти постройки, причем проект должен быть представлен на разсмотрение Думы в следующем заседании». В августе газета вновь проинформировала читателей, что «Дума, выслушав доклад Управы и разсмотрев составленный городским техником

план, постановила: отвести для церкви место на Бутырской площади, а под дома для духовенства и школу одно из ближайших планных дворовых мест».

В речи на ее закладке 9 апреля 1895 г. диакон Кормилов подчеркнул, что храм во имя святителя и чудотворца Николая «посвящен в память чудесного события 17 октября 1888 г., когда Божественный промысел сохранил жизнь ныне царствующего Николая Второго». Здесь имелось в виду крушение поезда, на котором император Александр III ехал со всей семьей, в том числе и будущим государем Николаем II. В передней части алтаря была заложена медная доска.

Сооружением церкви занималось попечительство, состоявшее из А.А. Репникова, К.Я. Иванова, Я.А. Пирогова, П.И. Сивякова, диакона В.И. Кармилова, К.Л. Хлынина, В.А. и К.В. Ворониных, С.П. Ефимова, один из братьев Серебряковых, В.М. Зинина, С.И. Тихомирова, Н.Я. Докучаева, Г.М. Далечин. Хотя председателем попечительства являлся и А.А. Репников, но главным деятелем по сооружению святыни был товарищ председателя, он же и казначей, К.Я. Иванов, который помимо личного труда вложил много своих собственных средств на ее постройку. Техником по сооружению церкви состоял губернский архитектор С.И. Тихомиров, по проекту которого, утвержденному в 1894 г. и был возведен храм.

В октябре 1897 г.  «Волжско-Донской листок» написал, что Никольская и Казанская церкви уже «окончены каменной кладкою, с полным возведением куполов и постройкою колоколен. Храм во имя Св. Николая Чудотворца окончен еще 17 августа… Каменная кладка перваго храма обошлась в 40/т. руб; на внутреннее его украшение и благоустройство потребуется еще столько же. Попечители, в лице А.А. Репникова, К.Я. Иванова и Я.А. Пирогова, озабочены теперь заказом иконостаса. Предложений на этот заказ имеется со стороны многих лиц, но, как мы слышали, мнения гг. попечителей склоняются в пользу предложения местнаго торг. дома «Бр. В. и И. Рысины», который к тому же желает потрудиться над устроением иконостаса для церкви Св. Николая Чудотворца не столько ради денежнаго интереса, сколько из усердия благоукрасить местный православный храм как можно великолепнее. Храм Св. Николая Чудотворца очень величествен, построен в византийском стиле, составление плана его постройки, а также наблюдение за сооружением принимал на себя губернский архитектор г. Тихомиров. Вместительность храма разсчитана на 3/т. человек. В настоящее время наружные леса с храма сняты и оставлены только внутри церкви, чтобы с весны тотчас приступить к штукатурке».

Немалую сумму (на июль 1899 г. – 1184 руб. 50 коп.) пожертвовали рабочие мастерских и служащие конторы товарищества «Братьев Нобель» в Царицыне.

Заложили его 9 апреля 1896 г., а окончили строительство в 1898 г. Он имел три придела: главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, правый – Благовещения Пресвятой Богородицы и левый – в честь святых апостолов Петра и Павла. Церковь могла вместить в себе свыше 1500 человек. Стоимость ее сооружения превысила 70 тысяч руб., собранных путем пожертвований от Думы, правления Юго-Восточной железной дороги, разных торговых фирм и частных лиц. Выстроен был храм

крестообразно, причем алтарь сделан был наподобие алтаря московского храма Христа Спасителя, конечно, в миниатюре. Длина церкви – 24 саж. 1 арш., ширина – 18 саж. 2 арш., вышина – 17 саж. 2 арш., а вышина колокольни – 19 саж. 1 арш. Как видим, мнения о вместительности храма разнились от полутора до трех тысяч молящихся.

Царицын. Никольская церковь. 1903-1917 г. //https://pastvu.com/p/172076

Освятил его 22 августа 1899 г. епископ Саратовский и Царицынский Иоанн (Кратиров). А 9 октября 1900 г. на церковную колокольню подняли шесть колоколов.

Ктитором храма состоял купец 2-й гильдии Константин Иванов, в январе 1905 г. награжденный золотой медалью «За усердие». Сначала здесь служил настоятелем священник Тихон Остроумов, переведенный в сентябре 1905 г. в Балашов. С февраля 1905 г. сюда назначили священником о. Фёдора Космолинского, награждённого в 1912 г. камилавкой. На 1907 г. вторым священником являлся о. Алексий Протоклитов, в апреле 1907 г. временно назначенный благочинным Царицына вместо о. Модеста Белина. С 1911 г. трудился в храме псаломщик Семён Зиновьевич Пронин, а с 1912 г. — священник Яков Васильевич Покровский и псаломщик Михаил Алексеевич Златорунский. На 1911 г. здесь вновь упоминается священник Проклитов, тесно взаимодействовавший с Илиодором и входивший в «Совет пастырей с мирянами».

В конце 1908 г. за крупное пожертвование на ремонт церковно-приходской школы были удостоены архипастырского благословения купцы К.Я. Иванов и Я.А. Пирогов, мещанин В.И. Колесов и крестьянин А.И. Федоров.

Церковь имела в собственности дом по Воронежской улице, где и проживал священник.  К храму на 1912 г.  было приписано 4311 прихожан,  51 инославный, 33 старообрядца, 129 сектантов. При храме имелась церковно-приходская школа, включённая Думой в сеть учебных заведений города в 1914 г., и сторожка, примерно на месте нынешнего памятника В.И. Ленину.

В начале XX века площадь уже называют Никольской в честь церкви, стоявшей примерно на месте памятника Ленину. Давайте подойдем поближе к правой части колоннады и прочитаем надпись на мемориальной доске. Как видите, в 1905 г. и 1917 г. царицынские рабочие и солдаты под руководством большевиков проводили здесь митинги и собрания. Собравшиеся на них люди  даже забирались на крышу церковно-приходской школы. Вдали справа видна мельница Гергардта, развалины которой входят в состав музея-заповедника «Сталинградская битва».

. Царицын. Никольская церковь. 1903-1917 г. // https://pastvu.com/p/172095

В 1918 г. новая власть переименовала Никольскую площадь в площадь Интернационала, а еще через несколько лет, в середине 1920-х гг., в площадь 9-го января, в память о Кровавом воскресенье — расстреле царскими войсками рабочих в 1905 г.

В августе 1924 г. здесь служили протоиереи Иоанн Никольский, священник Николай Гонкин, протодьякон Акимов, дьякон Лопухин, псаломщик Плишкин. Они оставались верными тихоновцами, за что на них жаловались властям обновленцы. В этом списке был и 47-летний священник Михаил Алексеев, о котором известно, что в октябре 1922 г. он значился председателем Царицынского епархиального комитета группы «Живая церковь», а в феврале 1923 г. он входил в президиум обновленческого епархиального управления. Видимо, на следующий год он рассорился с обновленцами, и те объявили его контрреволюционером.

Царицын. Никольская церковь. Вид с Волги. 1903-1917 г. // https://pastvu.com/p/168635

В 1929 г. с храма сняли колокола, власти собирали подписи за его закрытие. А 20 октября 1932 г. по постановлению ВЦИК он ликвидируется. Для уничтожения святыни специально приехали военные взрывники из Москвы. У них долго не получалось это кощунство, но в конце концов взрывчатка была заложена, и церковь рухнула.

По архитекторскому проекту начала 30-х годов площадь 9-го января планировали сделать центральной площадью города. Здесь хотели возвести грандиозное здание Дворца Советов с величественным памятником В.И. Ленину.

Царицын. Колокольня Никольской церкви. 1920-е годы.

На месте храма был построен ставший знаменитый «Дом Павлова». Составляя план его обороны, бойцы обнаружили, что перед ним расположено бензохранилище (вероятно, это был фундамент церковной сторожки). Лейтенант Иван Афанасьев пишет: «Вечером Павлов и Воронов обследовали подвал бензохранилища и доложили, что он очень удобен, с двумя отделениями, выложенными кирпичом. Решили провести к нему подземный ход и поставить в подвале … пулемет. … Рыть подземный ход приходилось лежа». Он добавляет: «Между углом дома и новой огневой точкой мы вывели на поверхность земли отверстие. Днем оно прикрывалось листом железа, а ночью в нем дежурило боевое охранение». Сметливые солдаты протянули через подземный ход проволоку и приладили к ней звонок.

Известный археолог, профессор  Владислав Мамонтов вспоминал картину из своего детства: «Как-то увидели на пустыре между Домом и памятником защитникам Сталинграда несколько темных легковых машин и в стороне – небольшую группу людей. Один из них сразу привлек внимание ребят. Он был высок, худощав, в черной рясе, на груди висел на цепочке большой крест. В руках – посох. Как я тут же узнал, это был Патриарх всея Руси Алексий I. Он внимательно слушал рассказ мужчины в темном строгом костюме о боях на подступах к Дому. Увидев скромно одетых ребятишек, Алексий внимательно оглядел нас, улыбнулся, поднял руку и благословил. Мужчина тут же оглянулся и с пафосом произнес:  — Эти дети – будущие строители коммунизма! Патриарх пожал плечами, еще раз улыбнулся нам и медленно пошел к машине».

В «Журнале Московской Патриархии» сообщалось, что 23 июня 1949 г. «Святейший Патриарх посетил тот исторический дом, где знаменитый герой Павлов так мужественно отстреливался от врага. Этот дом так и называется «домом Павлова».

В 1962 г. на месте сторожки начали восстанавливать бензоколонку. Как вспоминает старожил Ю.Н. Панченко, во время строительства пронёсся слух о найденном бульдозеристом под сторожкой горшке с золотыми монетами, и вся площадь вмиг заполнилась кладоискателями. Несколько десятков человек с ломами,  лопатами и даже собаками ковыряли и просеивали землю. Неизвестно, нашли ли они материальное сокровище, но святыня в советское время была утеряна.

Площадь с восемью названиями (Красного Креста, Бутырская, Балканская, Никольская, 3-го Интернационала, 9-го января, Обороны, имени В.И. Ленина) сейчас застроена довольно плотно, но для истории было бы полезно установить здесь хотя бы информационный стенд на месте взорванного храма.

Сергей Иванов, историк-краевед, кандидат философских наук

(792)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели