Митрополит Феодор: Насколько мы христиане, насколько в нас действует Дух Христов?

Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора.

Господь наш Иисус Христос в Своей земной жизни, в Своем служении человеческому роду показал множество чудес, которые свидетельствовали о Его Божестве, о Его Божественной сущности. И хотя эта мысль не вполне была усвоена и молодой Церковью, и в последующие времена, то было принято решение особым образом почтить памятью тех, кто потрудился в утверждении учения о Божественности Господа нашего Иисуса Христа.

Казалось бы, закончилась эпоха гонений, когда маленькая группка христиан каким-то чудесным образом, промыслом Божиим и действием сугубой благодати, семя вечной жизни в Евангельской проповеди разнесли по всему миру. И оно дало добрые всходы.

В Римской империи, которую именовали тогда Вселенской, и она вмещала в себя почти все значительные государства современного мира, христиане составляли примерно пятую часть. Среди них были не только простые люди, но и военачальники, правители различного уровня. Степень их влияния в обществе была высока.

Император Галерий издал указ о легализации христианского учения, который запрещал мучить и гнать христиан при условии, если они будут молиться за власть предержащих и за императора.

Прошло пару лет и два соправителя Римской империи, западной и восточной ее частей, Константин, именуемый Великим, позже названный равноапостольным, и Лициний, издали эдикт, подписанный в Милане, потому названный Миланским.

Отныне торжествовала свобода вероисповедания, свобода религии. Каждый по сердцу своему мог выбрать свое верование и жить так, как ему хочется. С этого момента римское язычество теряет свою власть, свое господство, перестает называться и быть государственной религией и постепенно, христианство, которое поддерживает государственная власть, начинает занимать нишу некогда торжествовавшего язычества.

Но враг рода христианского, диавол, не перестает ополчаться на всех верных Господу нашему Иисусу Христу. И кровь мучеников – это семя основания Церкви. И чем больше ее выливается, тем больше Церковь утверждается.

Премудрый Тертуллиан сказал удивительную формулу: горе той Церкви, которую не гонят. Та Церковь, которую гонят, обновляется, очищается и подобно винограду, у которого отрывают сухие ветки, начинает еще лучше произрастать и давать обильные плоды.

Поэтому сатана изменил направление своей деятельности, своих искушений, направленных на христиан. Он решил внутри самой среды воздвигнуть смуту, разделение по принципу «разделяй и властвуй». Через некоего известного пресвитера по имени Арий, человека ученого, умного, достаточно одаренного, имеющего авторитет в церковной и светской среде, было посеяно ложное учение, ложное восприятие второго Лица Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа.

Арий учил, что Иисус Христос есть творение Божие. Высшее, Совершеннейшее, но всего лишь творение, через которое Он много сотворил чудес, знамений и прочее. Он находил в Священном Писании некоторые цитаты, и таким образом смутил не только ум нетвердый и неустойчивый в церковном учении, но даже некоторое число архиереев и пресвитеров так, что возникали не только богословские споры, но и распри, доходившие до рукоприкладства и пролития крови.

Константин Великий, как муж государственный, понимал, что суверенитет империи зиждется не только на дипломатических, военно-политических, экономических и хозяйственных устройствах государства, но и на религиозной безопасности, на внутреннем мире. И потому он решил собрать всех епископов, у которых заключается полнота церковной власти и власти учения, чтобы они определили, как правильно исповедовать Господа Иисуса Христа.

В то время было около тысячи епархий. Большинство из них находилось в западной части империи. Государственная власть взяла на себя все расходы. Процесс подготовки к собору занял около двух месяцев.

В течение всего этого времени прибывали вчерашние исповедники, священномученики в город Никею (современная Турция), чтобы еще раз исповедовать и защитить свою Православную веру. Данные о количестве участников колеблются, но принято считать, что 318 отцов, в основном в епископском сане, присутствовали на этом событии в 325 году, которое названо Вселенским Собором.

Император Константин Великий открыл Собор. Когда он входил в это священное собрание, то подходил к каждому из присутствующих архиереев и своим лобзанием свидетельствовал почтение тем страданиям и мукам, которые они претерпели, и к той вере, которую они защищали. Он целовал их выколотые глаза, обрубки рук, изувеченные перси, вывихнутые ноги с подрезанными жилами.

Поскольку Собор должен был вестись под председательством епископата, открыв его вступительным словом, император удалился, и вернулся в конце работы собора, чтобы подписать все принятые решения. И тем самым глава государства выступил в роли нотариуса Православной церкви, своей подписью заверив её исторический документ.

Надо сказать, что к 325 году, в мире существовали различные Символы Веры. То есть, начинала развиваться богословская мысль. Но в разных провинциях, в разных регионах империи, в зависимости от богословского образования и воззрения тех или иных архиереев, устраивались разные формы.

И был такой известный крещальный Символ Веры. Евсевий Кесарийский предложил утвердить его как основной. Здесь было некое лукавство: не были определены взаимоотношения между Лицами Святой Троицы. Из-за этой расплывчатости формулировки, сторонники Ария могли продолжать свое вредоносное учение.

Тогда был предложен термин «Единосущной». То есть, Сын единосущен Отцу, имеет с Ним одну сущность. И хотя множество епископов были неграмотны и не образованы, но увидев, что уважаемая и авторитетная часть участников Собора поддержало это введение, тоже проголосовало «за».

Арий был посрамлен. Учение осуждено, а равно с ним и все, кто его представляет, кто от него не отрекся. Под документом не подписался Арий и некоторые из его единомышленников.

На Соборе был определен Никейский Символ Веры, это первая часть Символа Веры, который мы с вами читаем на утренних молитвах, на каждой Божественной литургии. Вторая его часть была дополнена на Вселенском Соборе в Константинополе.

Этот Символ, по существу, не только молитва, это как сказано в древнем названии – основа нашей веры. Церковь говорит о том, что догмат — это не просто истина, это богооткровенная истина, истина учительная. Она нас учит правильному отношению к Богу, отношению к миру и человеку. Это обязательное учение для всех православных христиан. Тот человек, который не принимает хотя бы один догмат Православной церкви, не может считаться православным. И для нас это принципиально важно.

По существу, догмат — это свидетельство истины, которую открыл нам Всемогущий Бог. И наши предки, в отличие от нас, все догматы знали наизусть, знали их смысл, понятия. Это тоже своего рода знамение времени, поскольку мы теряем сам дух, содержание, нерв нашей православной веры.

В этот день мы особым образом благодарим тех участников Вселенского Собора, многие из которых официально признаны Церковью святыми. Мы просим их, чтобы они утвердили веру и в нас, чтобы свидетельствовать о ней в секулярном разлагающемся в грехе мире. Чтобы нам быть истинными, настоящими последователями Евангельского учения Господа нашего Иисуса Христа. Не только когда мы стоим в храме в присутствии равных нам братьев и сестер. Но и когда мы можем показать все свое нутро, все свое существо, что есть на самом деле мы сами. Насколько мы христиане, насколько в нас живет, действует Дух Христов?

После утверждения православного учения, христианства, в 4-м веке, многие понимали его только внешне, чтобы занять определенную ступень в иерархии, не только церковной, но и в государственной жизни, потому что, православный император, естественно окружал себя единомышленниками, и хотел, чтобы все важные посты государственной власти занимали те люди, которые мыслят вместе с ним, теми же самыми понятиями. Так рассуждал и равноапостольный князь Владимир. Но, среди них, как мы понимаем, было достаточно двоеверов, которые внешне, как мы говорим – на камеру, ставили свечки, крестились, «облико морале», и прочее. А вот, когда не было чужих глаз, они доставали своих идолов из сумочек, и им приносили свои жертвы.

В нашей жизни все повторяется. Пускай, мы сейчас не носим идолов в рюкзачках, может быть, хотя некоторые и это делают. Но самый главный идол живет в нашем сердце. Самый главный идол и противник Христа, это мы сами. Услаждая наше сердце различными страстями, начиная от гордости, и заканчивая всеми теми низменными, плотскими, животными влечениями.

Поэтому говорить о христианстве, говорить о нашей вере, об утверждении её, можно только в полноте и богословского учения, и самой чистоты жизни.

Святые отцы сформулировали простое свидетельство – истинный богослов тот, кто правильно молится.

Тот, кто правильно молится, тот истинный богослов. Говорить о Боге оскверненными устами, нечистым сердцем, не только невозможно, но и просто нельзя. Прежде нужно очистить свой внутренний мир, чтобы говорить о таких высоких материях. И мы с вами призваны к этому очищению своего внутреннего мира не только, чтобы говорить о Боге, но, и чтобы жить вместе с Ним, думать вместе с Ним, и творить вместе с Ним. Господь нас называет уже не рабами, Он называет нас друзьями, Он воссел одесную Бога Отца, в человеческой плоти, то есть в ней Он нам дает такое великое доверие быть соучастниками и соработниками в этом великом деле – деле спасения. Насколько мы воспримем данную нам возможность, зависит уже от каждого из нас. Мы постараемся не ждать завтрашнего дня, а уже сегодня начинать совершать изменение своей жизни и своего сердца.

Всех вас, возлюбленные братья и сестры, сердечно, еще раз, поздравляю с сегодняшним светлым днем, днем учительным! И пусть благодать Святого Духа и молитвенный покров и предстательство отцов Первого Вселенского Собора, на котором было утверждено учение о Божественности нашего Господа Иисуса Христа пребывает со всеми вами, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Казанский кафедральный собор Волгограда

31 мая 2020 года

 

(176)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели