Церковные архивы о подробностях пребывания в Царицыне Петра I

Государь Петр I в Царицыне и борьба с кликушеством.

Как известно, Петр I посещал наш город в начале июня 1695 г. и дважды в 1722 г. (в конце июня и в ноябре). С самым длительным из его посещений в ноябре 1722 г. связано наказание неких женщин-кликуш. Царь вместе со своей супругой Екатериной I «оба слушали Литургию в Свято-Троицкой церкви (находилась примерно в районе современного памятника летчику Хользунову на Центральной набережной и была взорвана в 1932 г. – С.И.), и когда староста Савелий Соловьев «збиралъ з блюдомъ на церковное строение, Всемилостивейше Государь изволил положить полтину, а Государыня Императрица изволила положить червонец»».

В 1875 году начал выходить печатный орган Астраханской епархии — «Астраханские епархиальные ведомости», в одном из номеров которых и содержится интересная информация о пребывании царских особ в нашем городе. Приведем полностью это сообщение от 21 декабря 1875 г.: «Государыня Императрица Екатерина I «во время восприятия благополучнаго марша в Царицыне», услышала кликуш, и имянным указом полковнику и коменданту Льву Юрьевичу Селиванову соизволила объявить: двух баб кликуш, принесших покаяние, «за воровство их посадя на чепь, держать в церкви, дабы пришли от затейства своего в лутчее покаяние, – и дру­гия на то смотря притворять себя не дерзали, да и впредь, ежели такия явятца в Царицыне, чтобы о таких доносили полковнику Селиванову. И ежели кто, ведая таких не известит, той причтетца призирателем Е. И. В. (Его Императорского Величества – С.И.) указу и наказан будет гражданским и церковным явным наказанием. По получении этого указа в Царицынском архиерейском духовном прика­зе, закащик поп Федор препроводил указ Преосвященному Лаврентию «который велел разослать к закащикам указы от себя об исполнении Высочайшей воли Государыни». (№ дела 865 в Арх. Астрах. Консист.). Н. М.».

Этот «благополучный марш» или парад войск гарнизона, был ранее практически неизвестен краеведам, и вероятно, проводился 24 ноября в честь празднования именин императрицы. Именно в этот день по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской.

Сложно сказать, что именно предрекали кликуши Петру и Екатерине. Расцвет кликушества пришелся на XVII-XVIII века и связывается историками с ростом суеверий на фоне церковного раскола после реформ Патриарха Никона. Можно даже сказать, что кликуши стали своеобразным рупором старообрядчества и противниками всех новшеств. Они занимали важное место при дворе царевны Софьи, бывшей в 1682-1689 годах регентом при младших братьях Петре и Иване. Софья буквально окружила себя ими, платила им жалование и даже «изгоняла» из них бесов, что должно было подтверждать в народе истинность ее власти. После низложения Софьи реформатор Петр I, вероятно, стал видеть в кликушах политических противников, и поэтому по указу от 7 мая 1715 года: «ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать» (то есть допрашивать под пыткой). Указ вызван признанием одной кликуши, что она кричала в церкви притворно, с целью взвести оговор и отомстить досадившему ей человеку. Ловили и арестовывали лжепророков, выдававших себя за провозвестников воли Божией. Указом 1716 года и Духовным регламентом 1721 года розыск кликуш и передача их гражданскому суду были возложены на архиереев.

Упоминаемые выше закащики – это помощники архиерея, выбираемые самим духовенством для удаленных мест, которым тогда и был Царицын. Они участвовали в церковном управлении и сборе архиерейских даней. Собор 1669 г. возложил на закащика и обязанность являться в съезжую избу для допроса арестуемых за преступления духовных лиц; сыщикам воспрещено было расспрашивать людей духовного чина без закащиков. Закащики бывали черными дьяконами, игуменами, священниками, протоиереями и протопресвитерами.

Так, благодаря церковному печатному изданию стали известны ценные подробности о пребывании в Царицыне царственной четы, обогащающие нашу историю.

Сергей Иванов, историк-краевед, кандидат философских наук

(30)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели