«Я, пятый ребенок в семье Изюмских, родился в 1927 году»

О кончине одного из старейших священников Церкви Русской, протоиерея Василия Изюмского и его связях с Царицыном и Сталинградом.

На днях отошел ко Господу один из старейших клириков Русской Православной Церкви, протоиерей Василий Изюмский, чья  жизнь оказалась тесно связана с историей некоторых царицынских храмов и обителей. Как он писал в своей автобиографии: «Отец мой, Иван Петрович Изюмский, был из семьи зажиточных казаков. Он работал в городе на лесопильном заводе прорабом, где и познакомился с красивой благочестивой девушкой Екатериной. Воспитанная в верующей семье, она с малолетства пела в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Будучи шестнадцатилетней девчонкой, она клала кирпичи, когда строили монастырь в Царицыне (имеется в виду Свято-Духов монастырь – С. И.). Ее старшая сестра была монахиней. … Во время Гражданской войны мой отец был одним из организаторов обороны Царицына вместе с такими крупными деятелями партии большевиков, как Сталин, Ворошилов и другие. Он был создателем царицынской Красной гвардии и имел ордена за оборону города. … Я, пятый ребенок в семье Изюмских, родился в 1927 году. Отец дал мне имя Вильям. Поскольку он был человек неверующий, то и крестить меня не позволял. Мама мне рассказывала, что когда я был еще совсем маленький (мне было десять или пятнадцать дней), она решила крестить меня тайно. Недалеко от нашего дома еще оставалась открытой Казанская церковь. Там меня мама окрестила Василием». Что интересно, в детстве и юности будущий пастырь общался с несколькими блаженными нашего города. Он вспоминает страшное время начала массированных бомбардировок Сталинграда: «Мама разузнала, что в Городищах живет святая Параскева-прозорливица, и все бегут к ней спасаться. Мы разыскали этот дом, но вокруг была толпа народа, не пройдешь. Вдруг слышим, как какая-то женщина из дома кричит: «Пустите мать священника!» На резкий голос все начали оборачиваться, не зная, кого пускать. Мать тоже ничего не понимала, но вдруг нам уступили дорогу и пропустили вперед. Когда мы вошли, то увидели, что на печке сидит пожилая женщина с приветливым лицом и кричит: «Пустите мать священника сюда!» Мы подошли, она улыбнулась и обратилась к моей матери: «А мы вас давно ждали и молились Святителю Николаю, чтобы он вас сюда проводил». Мать в слезах упала перед ней на колени и с благодарностью поцеловала ее ноги. Рядом с прозорливицей было спокойно и хорошо, и мы уже не боялись ни бомб, ни стрельбы».

Приведём еще один интересный отрывок из его мемуаров: «В Сталинграде, перед тем как я уехал учиться, к нам приходил один человек, мама считала его юродивым. Этого человека звали Андрей, он был всегда при церкви. Мать часто угощала его чаем, давала что-то поесть. И вот однажды она говорит ему: «Андрюша, Вася мой едет в Москву учиться на батюшку». А он ей: «Катерина, что ты понимаешь?» Подходит ко мне, отдает честь и говорит: «Здравия желаю, товарищ начальник!» Мама удивилась: «Что ты, Андрей, болтаешь? Он едет на батюшку учиться!» — «Ах, Катерина! — он так ее называл, — ничего ты не понимаешь, у него, знаешь, здесь золото будет, на плечах, и пуговички золотые такие!» Я тоже тогда улыбался. И только когда «облачился» в шинель с погонами младшего лейтенанта, вспомнил его слова… Мама моя, между прочим, всегда общалась с такими людьми. Теперь я, конечно, понимаю, что это были святые люди. Я сейчас вспоминаю и о другой такой блаженной. В Сталинграде еще до войны жила раба Божия Екатерина, она была истинно святой юродивой пророчицей. Мать часто спрашивала ее, как жить, ведь мы остались у нее вдвоем с сестрой, сестра на два года старше меня, денег не было. Катенька отвечала: «Ты не падай духом, Бог все устроит хорошо».

Еще до начала Сталинградской битвы, Василий вместе со многими другими горожанами копал окопы и противотанковые рвы, за что был позже награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После окончания сражения в 1943 г. Василий Изюмский начал прислуживать алтарником в Никитском храме и однажды во время приезда правящего архиерея был приглашён архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом в Астрахань. Он вспоминал, что «в Астрахани я жил рядом с церковью Покрова Божией Матери, в деревянном домике, где находились покои и канцелярия владыки Филиппа. Я стал иподиаконом и своего рода секретарем владыки. Жизнь его была очень тяжелая. Он много страдал, мучился, был гоним, много лет провел в ссылке в Казахстане. Только в 1943 году его освободили. С декабря 1943 года владыка Филипп был архиепископом Астраханским и Сталинградским, а с 1949 года он управлял также Саратовской епархией и стал именоваться Астраханским и Саратовским. Он часто посещал приходы в этих областях. Позже, когда я поступил в Богословский институт, во время каникул я на все лето ездил к владыке Филиппу. Мне выпало счастье сопровождать его на теплоходе по Волге. Плавание начиналось от Астрахани, потом мы останавливались в Сталинграде (там строилась церковь), затем в Саратове. Заезжали и в сельские церкви. Все было очень красиво: и природа, и богослужения, и сейчас интересно вспоминать… Владыка Филипп, архиерей старой закалки, был ревностен к уставному служению и следил за порядком и укладом всей церковной жизни, был строг не только к себе, но и ко всем священнослужителям своей епархии. Он поистине отечески заботился обо всей обширной пастве и обо мне лично».

После обучения в Москве митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в 1947 году рукоположил Василия Изюмского в сан диакона. А в 1949 году владыка Филипп рукоположил его в священники, и с ноября 1949 г. по 1950 г. отец Василий был настоятелем Александро-Невского храма в с. Верхняя Ельшанка. Мы с профессором В.И. Супруном упоминали его в своей книге «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына – Сталинграда — Волгограда». А его отец — Иван Петрович Изюмский (1897-1937(38?) гг.) — рабочий царицынских лесопильных заводов, был одним из организаторов Красной гвардии Царицына, первым председателем Царицынского штаба Красной гвардии,  участвовал в боях с калединскими войсками.

Сам же отец Василий, пройдя все непростые жизненные испытания и находясь уже за штатом, продолжал служение на ниве Христовой в Рождественском храме села Беседы Ленинского района Московской епархии. К 60-летию рукоположения протоиерея Василия Изюмского издательство Московской Патриархии выпустило сборник трудов юбиляра «С любовью к Богу и людям». К нему постоянно тянулся людской поток страждущих совета и утешения. Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет, узнав о его кончине, написал: «Будучи супругом моей приснопамятной сестры Ольги Варфоломеевны Вахромеевой, отец Василий стал для меня в свое время старшим братом во Христе, добрым и опытным спутником в мире Церкви. Его жизненный пример свидетельствовал и ближним, и дальним, что предстоять алтарю Господню — это великое благо и высокая честь». Царство Небесное, отец Василий!

Сергей Иванов, сотрудник отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии, кандидат философских наук

(191)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели