В престольный праздник Казанского кафедрального собора Литургию возглавили митрополит Феодор и епископ Иоанн

Сегодня, 21 июля 2020 года, в день явления иконы Божией Матери Казанская, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор и епископ Калачевский и Палласовский Иоанн совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Волгограда.

Преосвященным владыкам сослужили: секретарь Волгоградской епархии протоиерей Николай Пичейкин, благочинный приходов Александровского округа протоиерей Игорь Малов, благочинный приходов Волгоградского округа протоиерей Анатолий Безбородов, благочинный приходов Зацарицынского округа протоиерей Владислав Сидоренко, благочинный приходов Камышинского округа протоиерей Анатолий Карпец, благочинный приходов Ельшанского округа протоиерей Николай Бабак, настоятель собора протоиерей Вячеслав Жебелев, иерей Илия Неклюдов, иерей Михаил Макаров, иерей Владимир Аврамов, иерей Александр Кабанов, иеромонах Прохор (Куксенко), иеромонах Василиск (Саяпин).

По окончании богослужения, молящиеся совершили крестный ход вокруг собора, после его завершения стоя на коленях, пропели молитвы Пресвятой Богородице, и самую любимую из них:

Ца­рице моя Преблагая, На­деж­до моя, Бо­го­ро­ди­це, При­я́те­ли­ще си́­рых и стра́н­ных Предста́тельнице, скор­бя́­щих Ра́­дос­те, оби́­ди­мых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́­си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́­мо­щи, ра́­зве Те­бе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Те­бе́, о Бо­го­ма́­ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Затем митрополит Феодор обратился к присутствующим с архипастырским словом. Он сердечно поблагодарил за совместную молитву епископа Иоанна, всечестных отцов, братьев и сестер. И поздравил всех с престольным душеспасительным праздником в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанская.

«Царица Небесная имеет особое попечение о человеческом роде с тех самых пор, как отдала плоть Свою для Боговоплощения и приняла в лице любимейшего ученика Христова Иоанна под Свое Матернее попечение весь человеческий род.

Она, как и апостолы, совершала Свое служение на земле. Мы знаем, что одним из Ее избранных уделов стала Святая гора Афон. И русская земля тоже является уделом Пресвятой Богоматери. А значит, не только каждый из нас, но и вся наша общественная и государственная жизнь небезразличны сердцу Пречистой Девы.

Мы знаем множество исторических событий, когда по молитвам Преблагословенной изменялся ход событий. Об одном из них свидетельствуем сегодня, вспоминая образ Божией Матери – Казанскую икону.

В один из осколков великой некогда Золотой Орды в Казанское ханство, как повествует в своём труде «История Русской Церкви» митрополит Макарий (Булгаков), отправился с особой просветительской миссией русский царь Иван IV, именуемый Грозным. Во время его шествия Господь посылал ему некоторые знамения, в которых предвозвещалось о победе русского оружия и благословении Бога над тем предприятием, которое предприняло русское воинство под предводительством царя.

Вставшие лагерем вокруг великого города Казани воины с военачальниками и царем стали молиться Богу о том, чтобы Божественная благодать укрепила их оружие. Они молились, постились, исповедовались, причащались. В день назначенной битвы Иоанн Васильевич в походном храме совершал молитву и вдруг услышал звон московских колоколов. Это было знамение о том, что все московские святители и заступники, к которым он молитвенно прибегал, вместе с Царицей Небесной услышали его обращение и дали знак благодатной помощи.

Казань пала в тот момент, когда царь хотел сам поставить ногу в стремя и возглавить эту битву.

Но как вошли победители в павший город? Они вошли совершенно непредсказуемо и нестандартно для того времени. Не как обычно влетают разгоряченные янычары, убивая всё на своем пути, грабя, насилуя, предавая огню. Они вошли крестным ходом с молитвой, с предшествием икон, хоругвей, священнослужителей, церковного хора, окропляя все святой водой, с благоуханием фимиама. Это до глубины души потрясло и язычников, и мусульман, которые населяли некогда великий город.

Надо сказать, что множество людей приняло крещение в эти дни, благодаря Евангельской проповеди и тому впечатлению, которое у них оставил ход русского воинства по побежденному городу.

Но прошло время, и оставленные там архиерей и священники, новопросвещенные христиане не смогли в полноте изменить всю среду. Кто-то стал возвращаться к идолослужению, кто-то к прежней исламской вере. Стали появляться первые мученики. Много трудов положили святители Гурий и Герман Казанские. И вот спустя чуть более четверти века, когда вера стала приходить в упадок, Господь послал искушения, через которые привлек Себе множество людей.

Разгорелся пожар, сгорела большая часть деревянного города, и сам Казанский кремль сильно пострадал. Иноверцы радовались и кричали: на христиан обиделся их Бог, разгневался за их грехи. И нам тоже нужно их обижать, бесчестить и так далее…

Но в то самое время Господь являет Свою милость через отроковицу Матрону. На кого воззрю? — говорит Господь, — Только на чистое сердце. Он показывает тем самым, что люди в своей земной славе, в своих стремлениях временного благоустроения забыли самое главное – чистоту души и своей жизни, жизни в Боге. Через эту девочку и ее мать сначала Казанская епархия, а потом и вся Русская Православная Церковь получает великий дар Божественной милости и благодати – чудотворную икону Царицы Небесной, которая была сокрыта благочестивыми христианами давным-давно до пришествия русских в эту землю, чтобы ее не осквернили. А теперь Господь ее явил миру.

Божественным шествием, как мы сегодня шли вокруг храма, она была поставлена в Благовещенский собор, первый храм, который основал Иоанн Васильевич Грозный после взятия Казани. А потом мы знаем, что иеромонах, впоследствии Патриарх Ермоген записал чудеса от этой иконы, список ее. Этот список пришел в Центральную Россию и под его благословением совершались многие и многие славные события в истории государства Российского. Народное ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву под омофором Казанской иконы Божией Матери, и Отечественная война 1812 года тоже совершалась под ее осенением, да и Великая Отечественная война XX века прошла под ее благословением – великий Маршал Победы Георгий Жуков облетал Москву на самолете с иконой Царицы Небесной, чтобы Москва выстояла и не досталась врагу.

Но только ли о внешних врагах мы признаем Царицу Небесную как Заступницу, как Взбранную Воеводу? Конечно, нет. В первую очередь о врагах внутренних, потому что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. Каждый из нас находится в непрестанной войне со своими страстями греховными, с прилогами дьявольскими, которые и от мира, и от плоти, и от ближних… Матерь Божия своей любовью покрывает каждого из нас от стрел … волка, чтобы они нас не уязвляли в смерть. Мы, видя, с одной стороны, злость нападающих, а с другой – любовь защищающую, сами укреплялись в любви Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И исправляли свою жизнь, выстраивая ее так, чтобы она была угодна Богу. Чтобы наш Священный град, град нашего сердца был огражден благодатным оплотом, и чтобы ничто нечистое в него не входило. Господь поставил двери — наши чувства, и замки — нашу волю, и надстмотрщика — наш ум, чтобы мы смогли внимательно изучать то, что происходит внутри и вокруг нас, и не позволять тому, чтобы грех в нас проникал.

Пусть благодать сегодняшнего праздника и Покров Царицы Небесной, покрывает всех нас в этот священный праздничный день и во все дни нашей жизни.

 

(246)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели