Храм идет под перестук колес. Необычные вагоны на железной дороге

Вагон-церковь, построенный на Путиловском заводе для Сибирской железной
дороги // http://armycarus.do.am/forum/13-230-1

В 1890 году император Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу, и цесаревич Николай Александрович должен был лично присутствовать при ее закладке во Владивостоке. Как раз в 1890-1891 годах будущий император Николай II предпринял путешествие на Восток и на обратном пути, проезжая через территорию Сибири и Дальнего Востока, заметил недостаточность количества храмов в этих районах. По этой причине в 1893 году обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев заявил о необходимости возведения церквей вдоль железнодорожной линии, а министр путей сообщения А.В. Кривошеин ответил, что в министерстве запланирована постройка временных храмов, которые могли бы следовать за рабочими. Дело в том, что с открытием движения по Великому Сибирскому железнодорожному пути хлынула большая переселенческая волна крестьян, желающих осваивать этот богатейший край. Государство и Церковь не могли оставить этих людей без духовного окормления, поэтому и родилась идея передвижного храма.

14 ноября 1895 года, в день крещения первого ребенка императора Николая  II, — великой княжны Ольги — на

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у вагона-храма. Июль 2013
г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/3126455.html

Путиловском заводе по высочайшему разрешению приступили к сооружению церкви во имя святой равноапостольной княгини Ольги для работы в Сибири. Ее освятили 11 июня следующего года в Новом Петергофе. На уникальную постройку ушло 30 тысяч рублей, из которых треть – стоимость самого вагона (эту сумму пожертвовало управление Сибирской железной дороги), а остальные расходы на переоборудование и внутреннюю отделку железнодорожного храма взял на себя Путиловский завод. Вмещал он порядка семидесяти молящихся.

Снаружи над входом возвышался невысокий крест и звонница с тремя колоколами в особой нише. Он также отличался от других вагонов формой окон и по цвету, будучи ярко синим с резной позолоченной отделкой из дерева (вагоны первого класса в то время были синими, второго класса − желтыми, третьего − зелеными, а почтовые  −  коричневыми). Изнутри стены покрывали буковые плашки, а резной иконостас выполнили из дуба. Возле солеи в киотах стояли иконы святой княгини Ольги и царицы Александры, небесных покровительниц новорожденной княжны и ее матери, а также Cвятителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского, тезоименитых императору Николаю и его родителю.

Описание вагона-церкви из Государственного архива Вологодской области
// http://cultinfo.ru/news/2019/8/archive100x100-visited-car-church-1917

Протяженность пути постоянно росла на сотни верст, поэтому и храмовый маршрут тоже менялся. Сначала задумывалось, что церковь будет ходить между станциями Челябинск и Кривощеково Западно-Сибирской железной дороги, а позже, с возведением на этом пути капитальных храмов, он должен был взять на себя окормление населения жилых мест Средне-Сибирской железной дороги.

 Заимствовали душеполезное новшество и еще несколько регионов. Появилось оно и на Николаевской, Закаспийской, Среднеазиатской, Мурманской железных дорогах. С 1898 года действовала церковь-вагон Полесских дорог Виленской епархии, где было сильно влияние католичества.

Накануне Октябрьского переворота по Северной железной дороге передвигалась церковь Архангельской епархии во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. В документах Государственного архива Вологодской области содержится опись недвижимого и движимого имущества: «Здание ее – большой, специально приспособленный, перестроенный вагон №9101, белый, весом 1830 пуд., с паровым отоплением, увенчанный двумя крестами на главах. … Вход в церковь со стороны паперти через две двери с боков и через выдвижные двери вход по фартукам в причтовый вагон. … Внутри она выкрашена в белый цвет, пол покрыт линолеумом».

С началом гонений на веру эти удивительные творения разорили. Прошли годы, ярые безбожники канули в Лету, и вагоны-храмы вновь появились на железной дороге для помощи внутренней миссии среди жителей отдаленных мест, где годами не видели священника.  Конечно, иногда вагоны приходилось использовать от бедности, ведь для восстановления порушенных святынь просто не хватало средств. Так, в 1998-м вагонное депо «Волгоград-II» передало в дар приходу в честь иконы Божией Матери «Знамение» списанный железнодорожный вагон. Его переоборудовали во временный храм, где и шли богослужения. Такие случаи были в Нижнем Новгороде и в других епархиях.

Внутренний вид вагона-храма с крестом святого апостола Андрея Первозванного.
Июль 2013 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/3126455.html

Но росло число и передвижных храмов. В 2000 году Воронежский вагоноремонтный завод смастерил вагон-церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). В 2002 году руководство ОАО «РЖД» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь  во имя Святителя Николая Мирликийского. В 2005 году Восточно-Сибирская железная дорога подарила Иркутской епархии вагон-храм, освященный во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского. В октябре 2009 года в городе Красноярске был освящен вагон-храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги, прицепленный к «Поезду здоровья» (передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (святитель Лука)»). Они сразу отправились в отдаленные села и города Красноярского края. А в 2013 году в ходе торжеств по случаю 1025-летия Крещения Руси на литерном поезде в специальном вагоне-храме привезли из Москвы в Киев, а потом в Минск великую святыню из Греции − крест святого апостола Андрея Первозванного.

В настоящее время вагоны-церкви работают на Северной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и других железных дорогах.

Сергей Иванов, сотрудник отдела по взаимоотношениям Церкви

с обществом и СМИ Волгоградской епархии,

кандидат философских наук

 

Журнал «Царицын Православный» №7, 2020г.

(43)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели