Православный календарь с краткими житиями святых на каждый день.

Православный календарь с краткими житиями святых на каждый день. Седмица 10 по Пятидесятнице, глас 2.

В Понедельник:
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»
(Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.).
Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт.
Питирима, еп. Тамбовского (1698).
Собор Тамбовских святых.
Мч. Иулиана (ок. 138-161). Мч. Евстафия Анкирского (ок. 316).
Мч. Акакия, иже в Милете Карийском (ок. 321).
Прп. Павла Ксиропотамского (820).
Прп. Моисея, чудотворца Печерского (XIII-XIV).
Сщмч. Николая диакона (1918). Прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены,
мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937).
Гребневской (1380), Костромской (1672) и»Умиление» Серафимо-
Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской
иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV),
Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая
(1624), Шуйская (1654-1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в
Троице-Сергиевой Лавре) (1730).

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской
Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную
помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет
нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям —
Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския —
утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
По Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во
время земной жизни Пресвятой Богородицы.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046
году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава
Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода
икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в
начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой
Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия
Смоленская.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено
в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым
положено празднование в этот же день. Есть и день празднования
Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ
по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был
возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске
было установлено праздновать этот день ежегодно.

Во вторник:
Мч. Каллиника (III-IV).
Мц. Серафимы девы (117-138).
Мц. Феодотии и трех чад её (ок. 304).
Свт. Лупа, епископа Труа (479).
Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).
Прмч. Михаила (IX).
Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII).
Мч. Даниила Черкасского (1766).
Прмчч. Серафима и Феогноста (1921).
Прмч. Анатолия (1930-1935).
Сщмч. Алексия пресвитера, прмч. Пахомия (1938).

Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был
воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей
погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям
проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он
многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой
исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону,
жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью,
приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил,
что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от
Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь.
Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали
тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще
большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми
гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь
был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли
от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у
Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими
мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник.
Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели
даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести
мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав
благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам
вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся
неповрежденным, верующие с честью предали погребению.

В Среду:
Мч. Иоанна Воина (IV).
Прп. Анатолия Оптинского, Младшего (1922).
Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I)
Сщмчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля
пресвитеров, Луки и Муко диаконов, мчч. Авдона и Сенниса, князей
Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251).
Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его, мчч. Прокула,
Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273).
Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484).
Прп. Ангелины, деспотисы Сербской (ок. 1520).
Собор Самарских святых.
Сщмч. Иоанна диакона (1918).

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана
Отступника (361—363). Наряду с другими воинами его посылали
преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой
Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех,
которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им
опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не
только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал
больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях
святого, то заключил его в темницу. В 363 году император был убит на
войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь
служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой
старости.

В четверг:
Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним
убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922).
Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX).
Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста
Господня
Мч. Максима (1928).
Сщмч. Владимира пресвитера (1937).
Cщмч. Иоанна пресвитера, св. Константина исп., пресвитера, мц. Анны и
св. Елисаветы исп (после 1937).
Мц. Иулитты (304-305).
Свт. Германа, епископа Осерского (448).
Прмч. Дионисия Ватопедского (1822) (Конст.).

Священномученик. Вениамин, митрополит. Петроградский и Гдовский,
родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в
благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых,
отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в
современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру
православную.
После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в
Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял
монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во
иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха. По окончании
Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин
был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную
семинарию. С 1898 г. он — инспектор Холмской, спустя год — Санкт-
Петербургской семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в
более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-
Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во
епископа Гдовского, Петербургского викария.
Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность
пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых
отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову,
словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так
велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда
находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим
паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота
святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже
иноверцев.
События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель
Вениамин — архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа,
накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен
митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы
направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений,
воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в
январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства
и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как
сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской
Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества.
Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24
марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц —
организаторов обновленческого раскола. Они обвиняли все верное
Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию
церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против
советской власти. 29 мая 1922 г. последовал арест митрополита Вениамина,
а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было
привлечено еще 86 человек.
5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того
же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин),
миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине
Петрограда.

В пятницу:
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)
Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона,
Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до
Р.Х.).
Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея,
Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Обретение мощей прп.
Софии Суздальской (1995).
Сщмч. Димитрия пресвитера (1937).

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого
праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе,
издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо
Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.
Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на
святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости
Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы,
творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения.
Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения
Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и
апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по
повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое
объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного
Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского,
по всем градам и весем».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды
совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды
совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде»,
«Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

В Субботу:
Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-
1557).
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч.
архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима,
Гамалиила и сына его Авива
Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-
Кубенского (XV).
Мч. Афанасия (1918).
Прмч. Платона (1937).
Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).

Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре
1469 года в Москве. Блаженный родился на паперти Богоявленского собора
в Елохове, где мать его Анна горячо молилась.
Отрока отдали в учение сапожному ремеслу. Однажды один купец заказал
сапоги и просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. «Сошьем
такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик
ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет.
Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не
простой человек.
В шестнадцатилетнем возрасте блаженный Василий начал тернистый путь
юродства. В палящий зной и лютый мороз ходил он нагой и босой по
улицам Москвы. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия,
обличителя неправды. У Пречистенских ворот он увидел беса в облике
нищего и немедленно прогнал. Посещая корчмы, блаженный видел зерна
добра в падших людях, подкреплял их лаской. Когда святой однажды
проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, то со
слезами обнимал углы дома. На вопрос, что это значит, он отвечал: «Ангелы
скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами
упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, блаженный Василий
сподобился дара предвидения. В 1547 году он предсказал великий пожар
Москвы, молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать св.
Василий и сильных мира сего. Однажды обличил блаженный царя Иоанна
Грозного за то, что он во время богослужения был занят мыслями о
постройке дворца на Воробьевых горах.
Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий скончался 2
августа 1557 г. в возрасте 88 лет. Его тело было погребено в приделе
Троицкого храма, который вместе с Собором Покрова «что на рву» стал в
народе именоваться храмом Василия Блаженного.

В Воскресение:
Прп. Космы отшельника (VI).
Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).
Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V)
Мч. Раждена перса, первомч. Грузинского (457) (Груз.)
Сщмч. Вячеслава диакона (1918).
Сщмч. Николая пресвитера (1938).

Преподобный Косма отшельник жил в VI веке в Фаранской пустыне, в
Палестине. Повесть пресвитера Виканийского аввы Василия о преподобном
Косме находится в книге «Луг духовный», составленной преподобным
Иоанном Мосхом. Это был строгий постник, твердый хранитель
Православной веры и догматов церковных, глубоко знавший Священное
Писание и творения отцов Церкви. Преподобный Косма особенно
благоговел перед творениями святителя Афанасия Великого и говорил
своему собеседнику: «Если ты встретишь слово святого Афанасия и у тебя не
будет бумаги, запиши его на своей одежде». Он имел обычай всю ночь с
субботы на воскресенье простаивать на молитве. Придя однажды в
Антиохию, преподобный скончался там. Патриарх предал тело его
погребению в своем монастыре. Авва Василий рассказывает, что, когда он
пришел поклониться гробу святого Космы, там находился нищий, который
ему сказал: «Велик старец, которого вы погребли здесь!» и поведал, что он
лежал 12 лет расслабленным и получил по молитвам святого Космы
исцеление.

 

 

(209)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели