Митрополит Феодор: Мы учимся жить и правильно выстраивать систему ценностей

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском женском монастыре города Дубовки. Его Высокопреосвященству сослужил протоиерей Игорь Патрин.  За богослужением молилась игумения обители Анна (Ерофеева) с сёстрами.

Сегодня в храмах Волгоградской епархии совершались молебны на начало учебного года. Обитель не осталась в стороне. Были вознесены молитвы об учащихся, а в завершение правящий архиерей окропил присутствующих святой водой.

Митрополит Феодор поздравил всех с воскресным днем. Свое архипастырское слово Владыка посвятил сегодняшнему Евангелию и такой важной науке, как познание смысла жизни:

— Мы просили у Бога не только разума всем учащимся, но и понимания смысла всей жизни и Закона Божия разумение. По сему, каждый из нас называется учеником в независимости от того, какую должность и звание он занимает. Потому что един у нас Учитель Господь и Бог наш. Мы у Него учимся самой главной науке – жить. И жить вечно.

В сегодняшнем Евангельском повествовании мы слышали с вами историю о том, как некий юноша подошел ко Христу со словами: Учителю благий! Что сотворю (то есть, что мне сделать), да живот вечный наследствую? Это самый главный вопрос в жизни каждого человека. Вопрос не только жизни и смерти, а вообще смысла самой нашей жизни. Этот вопрос всегда задают дети взрослым: Папа (или мама), а для чего мы живем? Или, для чего я живу? И очень редко, когда взрослые могут дать вразумительный ответ. Обычно отмахиваются, потому что и сами не знают.

Этот юноша знал цель и смысл своей жизни, но он не был уверен, правильные ли он использует средства для достижения своей цели. Все ли сделал, чтобы наследовать жизнь вечную?

Отношение к этому юноше неоднозначно, потому что уж больно таинственна его фигура. Мы не знаем, что с ним случилось после диалога со Христом. Стал ли он одним из последователей Евангельского учения или одним из тех, кто кричал «распни Его, распни!». И потому можно по-разному истолковывать его подход к Божественному Учителю со словами «Учителю благий». Возможно, с подобным вопросом он подходил уже к раввинам синагоги, и безусловно им нравилось такое обращение, и они от тщеславия таяли. Но Иисус сразу расставляет все точки над «и»: почему ты называешь Меня благим? Что в твоем обращении: человекоугодие, лицемерие или истинное почитание Сына Божия? Самого Бога, Второго Лица ипостаси Святой Троицы. Вопрос остался без ответа. Это  как бы домашнее задание, чтобы юноша задумался и понял, к Кому он подошел. В поисках чего он подошел? В поиске человеческого разума или Божественной Мудрости? Итак, на твой вопрос есть стандартный ответ. Заповеди знаешь, соблюдаешь? Не убей, не укради, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь свою. Но заканчивает Иисус странно, как бы объединяя все их в одну – возлюби ближнего своего как самого себя. Тем самым возвышая градус ответственности смысла пребывания на земле. Юноша отвечает тоже стандартно: все это я соблюл от юности моей. Обычно в такой ситуации что ответит раввин? Похвалит, скажет: ты достиг уже высшей степени, погладит по головке и отпустит. Юноша, довольный собой, отправлялся домой. Но тут совесть его была неспокойна. И с этим вторым вопросом он отправляется ко Христу. И тогда Божественный Спаситель говорит: если хочешь быть совершенным, тогда раздай свое имение нищим и следуй за Мной. И будешь иметь наследство на небесах.

Юноша огорчился, потому что удар был в самое сердце. Господь раскрыл тот тайный фурункул души, который был сокрыт за многими оправданиями. Внешне он был благочестив, а учителя того времени не учили заботиться о душе и о том, что в ней происходит. Но душа сама требовала ответа. И вот он опечален. Отчего же?

Оттого, что он был очень богат, говорит евангелист. Не просто богат, он был привязан к этому богатству. Потому что богатство дает человеку определенную власть, как он думает, свободу. Он может покупать то, что он хочет, удовлетворять свои потребности и удовольствия и приобретать уважение и любовь людей. И если он это все потеряет, то потеряет и положение в обществе, которое для него было очень важно. Потому он и загрустил.

Иисус отвечает на эту грусть словами: легче верблюду войти в игольное ухо, чем богатому в Небесное Царство. Надо сказать, что Христос часто употребляет различного рода сравнения, аллегории, притчи, на примерах из жизни выстраивая духовные смыслы. Вот и сейчас Он говорит о каком-то игольном ухе и верблюде. Дело в том, что в Иерусалимской стене было несколько ворот, через которые ходили люди, гоняли скот. Обычно вечером все ворота закрывались, а опоздавшие пастухи могли войти через небольшое отверстие в стене, которое по форме своей напоминало ушко от иглы. В него могли протиснуться барашки, овечки, но более крупное животное пройти там не могло.

Вот потому Христос так и сказал. Не потому, что богатство само по себе плохо или вредно, но потому, что человек по своей немощи имеет пристрастие к нему, становится зависим от него и теряет свободу уже в жизни духовной. А так как в то время, да и в наше тоже, большинство мечтали о богатстве, то опечалились слушатели не только посторонние, но и сами ученики Христа. Вопрошают: а кто же тогда вообще может спастись? И Господь отвечает: что невозможно человеку, возможно Богу.

И действительно, если человек в Бога богатеет, а не в себя, то он становится свободным от всех условностей. И власть его не портит, и деньги не развращают, и связи в обществе его не делают подлецом.  У него есть более высокие ценности – духовные, у него есть совершенно иной смысл жизни, который лежит далеко за пределами этой земли. Мы знаем много святых, которые были влиятельными людьми – богатыми, но это богатство они употребили на приобретение духовных даров и обогатились духовно. И стали наследниками Небесного Царства, и теперь  вместе с Небесным Царем это Царство разделяют и наслаждаются духовной трапезой.

И мы с вами, возлюбленные братья и сестры, учимся жить и правильно выстраивать систему ценностей, систему приоритетов в своей жизни.

Для чего учится ребенок: чтобы получить сумму знаний? Чтобы в карман положить диплом об образовании? Чтобы приобрести какую-то специальность? Это все средства. Специальность – чтобы он мог зарабатывать деньги, деньги – чтобы он мог кормить и содержать семью, развиваться. Но это не смысл жизни – это одна из задач, которая позволяет достичь самого смысла – Небесного Царства. Все остальное – средства для его приобретения, которые нам надо научиться разумно использовать.

Вот это самая главная наука, которую мы сегодня слышали в чтении Священного Писания. Дай Бог нам уподобиться этому юноше, который не только познал смысл жизни, но и искал ответа на тот вопрос, который мучает: все ли он сделал, чтобы наследовать жизнь вечную.

Будем помнить слова Христа о том, что любое богатство, которое делает нас несвободными, не есть благо для нас самих. Лучше освободиться от него и стать свободным. Свободным во Христе. Тогда мы наследуем совершенно иного уровня богатства.

Будем просить Пречистую Божию Матерь о том, чтобы Она, Пречистая и Преблагословенная, и нас научила чистоте жизни, чистоте помыслов и благовидности поступков, чтобы нам через это быть наследниками Славы Божией, жить во Христе, и чтобы Сам Христос в нас жил и действовал.

С праздником, дорогие братья и сестры!

(122)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели