В Волгоградской митрополии собирают материалы для прославления в лике святых монахини Усть-Медведицкого монастыря

«Совсем иная…» О судьбе монахини Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого монастыря Раисы (Кривошлыковой)

Жизнь праведника даёт человеку возможность найти своё место в этом мире и увидеть путь к спасению. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Трудно жить без памяти о тех, кто были живыми светочами христианства. К таким светочам с полным убеждением и свидетельством можно отнести монахиню Раису, удивительную подвижницу веры и благочестия нашего края.

Детские мечты и первое чудо в монастыре

Монахиня Раиса, в миру Елена Владимировна Кривошлыкова, родилась в день памяти святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены 21 мая (3 июня по новому стилю) 1884 года в хуторе Нижнекривском Еланской станицы Усть-Медведицкого округа Области войска Донского (ныне Вешенского района Ростовской области) в многодетной и благочестивой семье. В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском женском монастыре подвизалась её родная тётя, Анна Киприановна, которая была пострижена в монахини с именем Анатолии. Елена неоднократно посещала тётку в монастыре, и тамошняя жизнь ей очень нравилась. Она искренне молила Господа о том, чтобы Он помог в исполнении её мечты. В 1897 году, когда ей исполнилось 13 лет, отец отвёз её на подводе в Усть-Медведицкий монастырь.

В величественном монастырском соборе в честь Казанской иконы Божией Матери, построенном трудами и усердием игуменьи Арсении (Себряковой) в 1871–1885 годах, юная послушница получила полное исцеление сломанной и болящей своей ноги. В один из дней монастырской службы, когда пред чтимым образом Богородицы «Скоропослушница» читали акафист, Елена, молясь вместе со всеми, незаметно уснула и чудом Божиим невидимо и непостижимо получила полное здравие. По окончании службы пономарка нашла Лену спящей. Разбудила. Елена встала и вышла из храма уже без костылей, оставив их у святого киота.

7 февраля 1914 года Елена была покрыта рясофором, а 1920 году приняла монашеский постриг с именем Раиса. Конечно, на дальнейшем подвижническом служении матушки Раисы сказалось тесное общение с монахиней Иннокентией, которая являлась племянницей схимонахини Ардалионы, духовной наставницы прославленной в лике местночтимых святых преподобной Арсении (Себряковой).

Годы испытаний

В годы изгнаний. Монахиня Раиса (Кривошлыкова)

 В 1928 году произошёл разгром Усть-Медведицкого монастыря. Изгнанная из монастыря монахиня стала служить ктитором в Свято-Никольской церкви хутора Кривского. К этому хутору стали стекаться люди с самыми различными болезнями и бедами, какими обычно страдает человек по своей греховности. Но мать Раиса была особым врачом. Причины телесных болезней она видела в духовных проблемах, и, леча людей, приводила их к вере, к христианскому образу жизни. «Самый главный наш Целитель – Отец наш Небесный, — говорила она, — Молись Богу, покайся в своих грехах – вот тебе и будет исцеление».

21 ноября 1935 года монахиня Раиса была арестована и осуждена по политическим мотивам по 58-й статье, а 5 сентября 1936 года – приговорена к семи годам заключения в ИТЛ. 8 июня 1937 года из Танганской тюрьмы (определение по документу) прибыла в Самарское отделение Карлага, а 15 ноября 1942 года убыла оттуда. Поселение ей определили в городе Ачинске Красноярского края, где матушка Раиса и стала жить, творя дела Божии и всем помогая: больным, скорбящим, военным. У многих жила она, все старались её приветить и взять к себе в дом. Исповедническое служение её заключалось в отстаивании и распространении православной веры в местах своего проживания. Это проявлялось в различных деяниях: собраниях верующих, отправлении религиозных обрядов в церкви и на дому, проповеди православного образа жизни (православное просвещение), нравственных наставлениях, в христианском милосердии. В городе Ачинске она приняла активное участие в открытии Казанского храма.

В начале 1947 года монахиня Раиса переезжает в город Кемерово для возрождения там духовной жизни, и, благодаря ей, открывается храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1949 году её последнее убогое убежище на окраине Кемерово в «Шахтстрое» посетило около семи тысяч человек. В августе 1952 года матушка переехала в город Серафимович Сталинградской области, потом, с декабря 1952 года и до 18 января 1953 года, жила в хуторе Нижнекривском. Это время было насыщено молитвами, милосердием и служением простым людям. 18 января монахиня Раиса была вновь арестована и увезена в город Кемерово на суд. С сентября 1953 года по 15 октября 1954 года матушка отбывала срок в Дубровлаге Мордовской ССР.

С блаженной кончиной матери Раисы не прекратилась её помощь людям

Панихиду в монастыре у могилы монахини Раисы, в день
ее памяти 19 июня, служит иерей Виктор Вытнов

С августа 1955 года по 19 июня 1957 года монахиня Раиса проживала в городе Серафимовиче, где и отошла ко Господу. Сохранившимся духовным наследием подвижницы являются её письма разным адресатам, письма к ней самой (в настоящий момент известно 12 писем), 20 свидетельств очевидцев, различные ей посвящения в стихотворной форме и прозе, её поучения. Мать Раиса жила чувством Божией любви к человеку и всегда удивляла этой любовью других людей, особенно ещё не просвещенных светом Правды.

 С праведной и блаженной кончиной матери Раисы не прекратилась её помощь людям и молитвы о них. «Тех людей, которые были дороги её сердцу, она после своей смерти не оставила в молитве своей. По их судьбе, которую они прожили, видно, что рука монахини Раисы вела их по жизни» (А.Н. Повторихина). «Сама маленькая, худенькая, а освещала весь свет» (Н.К. Гусев). «Мать Раиса оставила в нас такой духовный след, который помогает нам идти по пути к Спасению» (протодьякон А. Вылегжанин). Ежегодно в день преставления монахини Раисы на её могиле в городе Серафимовиче совершались панихиды настоятелем Воскресенского храма протоиереем Александром Кулькиным, клириками и сёстрами Усть-Медведицкого монастыря, на которые собиралось множество верующих из разных мест.

4 октября 2014 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского и отдания праздника Воздвижения Креста Господня, при стечении паломников и духовенства Урюпинской епархии состоялось перенесение в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь и перезахоронение у алтаря Казанского храма праха монахини Раисы и ещё шестерых монахинь, окончивших свои дни в изгнании из этой обители в ХХ веке. Так, монахиня Раиса, исповедница веры и благочестия, обрела своё родное пристанище. Теперь здесь совершается регулярное служение заупокойных литий и панихид, за которым молятся духовенство, сёстры обители и многочисленные паломники.

Перезахоронения у алтаря Казанского храма праха монахини Раисы
(первое слева надгробие) и ещё шестерых монахинь, окончивших свои дни в
изгнании из этой обители в ХХ веке

 В настоящее время комиссией по канонизации святых Урюпинской епархии собираются материалы для прославления монахини Раисы в лике святых.

В. Г. Бобровников, кандидат исторических наук

Священник Виктор Вытнов, магистр богословия,

клирик Усть-Медведицкого монастыря

Фото из архива Усть-Медведицкого монастыря

Источник журнал «Царицын Православный» №7, 2020

(171)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели