Первая плавучая церковь. Откуда есть-пошли в России храмы на воде

Проекты. От кибитки до корабля

Набожный астраханский мещанин Н.Е. Янков, занимавшийся рыботорговлей и проводивший долгое время на промыслах в море, ещё в декабре 1903 года предложил местной епархии пустить в плавание на парусном судне специальную железную церковь размером 12,8 х 6,4 метров и примерной ценой в 2000 рублей. Парусник длиной в 17 метров с плоскодонкой на борту (для помещения походного деревянного храма  стоимостью в 300 рублей и разъездов по мелководью) должен был доставлять к месту миссии и «две церкви, разборные, обтянутых – одна брезентом, а другая – кошмою». Одну из них планировали сделать на манер кайсацкой кибитки, а вторая – наподобие калмыцкой. Эти кибитки, собираемые на металлическом каркасе, понесли бы благую весть Христову калмыкам и казахам.

Железный храм предполагалось назвать в честь Святой Троицы, а деревянный – во имя Николая Чудотворца. Сам Янков готов был пожертвовать для этого дела 5000 рублей и просил создать женскую общину по сбору средств. Но комиссия, назначенная епископом Астраханским и Енотаевским Георгием (Орловым), решила обождать до появления более серьёзных благотворителей.

Тогда в октябре 1907 года Янков вновь представил архиерею «проект устройства, в интересах православной церкви, плавающего на водах храма». К реализации этой идеи подключилось Кирилло-Мефодиевское братство и к концу декабря 1908 года возникло сразу несколько проектов. Рассматривались идеи обложения монастырей епархии особым налогом в 1% от валового денежного сбора и назначения специального всецерковного сбора в один из праздников.

Существовал и план устройства складной церкви на палубе парохода «Николай Чудотворец», принадлежавшего Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской губернии. Прочный железный остов, обтянутый полотном, и вся утварь обошлись бы в 600 рублей.

Рассматривался также проект постройки корабля-церкви, не прошедший из-за недостатка денежных средств. Помогли делу и инженеры-нефтяники из общества «Товарищество братьев Нобель», составившие план парохода, необходимого для устройства церкви. Предполагалась постройка судна длиной в 100 футов и шириной 24 футов с нефтяным двигателем, обеспечивающим скорость в 10-11 узлов, с буфетом, ледником, баками для воды, тентами, водяным отоплением в каютах, динамо-машиной в 30 ампер и 110 вольт. Всё это богатство, по расчетам Астраханского механического завода Норена, стоило бы 58500 рублей (без устроения храма). Сормовский, Самарский, Саратовский и Коломенский судостроительные заводы прислали сметы вообще в 70-80 тысяч рублей.

Для чего и на какие средства?

Совет Кирилло-Мефодиевского братства ещё в 1908 году собрал комиссию под руководством протоиерея Петра Горохова (отца будущего царицынского мученика священника Иакова Горохова). На заседании 10 апреля 1909 года она решила приобрести уже готовый пароход и переделать его под храм.

Обосновывая его необходимость, миссионер отец Стефан Парадизов в своём выступлении отметил: «Береговая полоса Каспийского моря переполнена рыбаками разного племени и вероисповедания. Их насчитывается здесь десятки тысяч. Все они месяцами не пристают к берегу, не посещают храмов Божьих, не слышат церковных служб».

Кроме устройства плавучей церкви, предполагалось иметь на борту аптеку и лазарет-каюту на 2-3 больных с фельдшером. Застрельщику идеи Янкову 3 января 1908 года выдали подписной лист на строительство необычного корабля. Комиссия начала сбор пожертвований на благое дело, её агенты собирали у рыбаков на взморье по пять копеек с рубля добытой рыбы. По подписным листам сначала привлекли 6000 рублей пожертвований, но позже деньги потекли рекой: от епископа Георгия поступило 200 рублей, архиерейского дома — 1000, Астраханского рыбного управления — 6000. Дали средства и близлежащие монастыри: Николо-Чуркинская пустынь — 3118 рублей, Иоанно-Предтеченский — 1000, Покровско-Болдинский — 2039 и т. д. А всего пожертвований примерно за год набралось 20 476 рублей.

Старый «Пират» стал первым водным миссионером

Тем временем, используя привлечённых экспертов в кораблестроении, комиссия осмотрела около 30 судов. Они выбрали буксиро-пассажирский пароход «Пират». Это судно уже тогда имело богатую историю. Оно было заказано в Англии на заводе «Samuda Brothers» пароходным обществом «По Волге». Корабль собрали из присланных деталей под Симбирском в Криушинском затоне в 1860 году, и он получил в честь места строительства название «Криуши». Паровую машину для него привезли из Англии, а паровой котёл сделали на заводе Курбатова в Нижнем Новгороде.

Пароход долго трудился на Волге, устарел и использовался в основном для буксировки барж, вплоть до его продажи в 1901 (или в 1900) году астраханскому мещанину купцу П.М. Минину. Новый хозяин переименовал «Криуши» в «Пират». Какое-то время в конце века пароход ходил по Северной Двине, потом снова вернулся на Волгу. Перед тем как начать новую жизнь, судно пережило пожар и было списано.

Члены братства протоиереи В. Карасёв и Д. Фаворский выкупили корабль у его владельца. «Астраханские епархиальные ведомости» от 1 апреля 1910 года писали: «…Недавно приобретён колёсный полуморского типа пароход 60 сил, длиною корпуса 134 фута, шириной 23 фута и осадкой 4 четверти 2 вершка». Архитектор О. Карягин нарисовал чертежи и наброски внешнего и внутреннего облика храма и сделал заказы по доводке церкви местным предприятиям, выполненные всего за пару месяцев и обошедшиеся вместе с затратами на покупку в 28 000 рублей. Пароход застраховали на сумму в 19 000 рублей.

Сам храм помещался в носовой части судна и занимал площадь примерно в 30 квадратных метров (без алтаря). Его иконостас расписывал мастер Соломонов. На палубе одновременно помещалось до 100 человек молящихся, и в нижнем помещении — до 200 (по другим данным, их число доходило до 500). Над всеми надстройками возвышалась звонница с 6 колоколами, она же была штурвальной рубкой, со стороны выглядевшей как часовня.

Позолоченный купол с Крестом доминировал даже над дымовой трубой. Всего над палубой возвышалось семь позолоченных главок, а на мачте полоскался белый удлинённый флаг треугольной формы с Крестом посередине. Восьмиконечный Крест поместили и на оба кожуха гребных колёс. На месте матросского кубрика появился алтарь и несколько келий для священников. На носу судна красовалась надпись «Церковь во имя св. чудотворца Николая», а на белом фоне кормового российского флага – буквы «К М бр-о» (Кирилло-Мефодиевское братство).

Команда корабля включала восемь человек: капитана, штурвального, трёх матросов, машиниста с помощником и двух кочегаров-маслёнщиков. Затраты на годовое содержание храма равнялись сумме от  6000 до 8000 рублей, в частности экипажу за 8 месяцев навигации выплачивалось до 2200 рублей. Во столько же первоначально обходилось и топливо, в дальнейшем же мазут выделялся бесплатно обществами «Восточное» и «Мазут».

Пароход был приписан к Астраханскому речному порту, где и зимовал ежегодно. Расходы на его эксплуатацию в дальнейшем покрывались за счёт пожертвований от епархии, отдельных приходов и частных благотворителей, а также обычных доходов от треб, продажи свечей и открыток с фотографией уникальной церкви. Как сообщают авторы издания «Астрахань на старинных открытках» А.С. Марков и С.Г. Львов, первую открытку с видом храма выпустил издатель И.О. Татион в местной типографии Мендковича. После этой чёрно-белой открытки у фотографа И.М. Бочкарёва вышла и цветная.

Наконец в воскресенье 11 апреля 1910 года епископ Астраханский и Енотаевский Георгий освятил храм на пристани И.В. Беззубикова. Владыке сослужили ректор Духовной семинарии архимандрит Феодор вместе с другими священниками. Прообразом плавучего храма архиерей назвал ту лодку, с которой проповедовал сам Господь Иисус Христос на Тивериадском озере.

Это событие вызвало горячий отклик и в столице. На сообщение губернатора И.Н. Соколовского Николаю II, император ответил: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства». Астраханский владыка Георгий, который вскоре был удостоен сана архиепископа, превосходно почувствовал специфику края: здесь десятки тысяч верующих оказывались в период многомесячной путины в сотнях свайных посёлках в дельте Волги, на рыболовецких и тюленьих островных промыслах, на кипящем от судов так называемом 12-футовом рейде.

Последний располагался в 150 км от Астрахани в северной части Каспия и представлял собой целый город с тремя-четырьмя тысячами населения, конторами и магазинами, перевалочными базами и складами, таможней и полицией, почтой и телеграфом. Протоиерей Дмитрий Фаворский писал о необходимости постройки плавучей церкви: «Не слыша живого слова о Любящем Творце и Промыслителе мира, о загробной жизни и о наказаниях за грехи, рыбаки грубеют, дичают и развращаются, особенно в лице своего молодого поколения».

В первый свой рейс церковь отправилась в пятницу Страстной седмицы 16 апреля 1910 года и начала службу с пасхальной заутрени на рейде Каспия. Первую проповедь её священники посвятили язвам душевным. Церковь окормляла не только русских рыбаков, но и многих крещёных калмыков, заходя по расписанию в заранее определённые пункты вёрстах в 50 друг от друга и оставаясь в них на один-три дня. И крещёные калмыки ставили свечку «Микулю Бурхану», как они называли святителя Николая.

Деятельность плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец» сразу же привлекла всеобщее внимание – астраханские и всероссийские газеты сообщали «о тех восторгах, о религиозном подъёме и даже энтузиазме, какое испытали приморские жители, слыша на морских волнах благостный призыв к молитве и видя приближающийся к ним дорогой сердцу русского человека дом Божий». Они всегда с нетерпением ждали прибытия храма, исправно отслужившего пять навигаций.

За время навигации плавучий храм преодолевал расстояние более 4 тысяч вёрст, посещая большое количество прибрежных поселений и раздавая массу проповеднической литературы. Его первым настоятелем стал упомянутый протоиерей Петр Горохов, а сослужили ему братья из Николо-Чуркинской обители: иеромонах Иринарх, иеродиакон Серафим, монах-фельдшер Дамиан, пономарём был монах Лаврентий, певчими – три послушника, а поваром – Кузьма Ежов. На борту были устроены больница с 3 кроватями, аптека, столовая для богомольцев.

Приписан к монастырю, но наступила усталость

Впечатления от плаваний отражены в дневнике отца Петра Горохова «С пловучей церкви», опубликованном в «Астраханских епархиальных ведомостях» в октябре 1910 года и «Дневнике о. иеромонаха Иринарха», напечатанном в 1911 году в Астраханской консистории. В следующем году «Астраханские епархиальные ведомости» опубликовали отчёт священника Алексея Луцкого «Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя Св. Николая Чудотворца в Астраханской губернии». Отчёт за 1913 год, подготовленный протоиереем Дмитрием Фаворским, «Астраханские епархиальные ведомости» напечатали 30 апреля 1914 года. В нём говорилось: «Срок фактического плавания церкви – 6 месяцев. Доход церкви за 1913 год – 7082 рубля, расход – 8072 рубля. В связи с тем, что плавучая церковь своими доходами не оправдывает своих расходов по содержанию, то Его Преосвященством Преосвященнейшим Никодимом сделано распоряжение передать оную в полное заведывание Чуркинской пустыни. Такое распоряжение весьма естественно и справедливо, так как и теперь служащие иеромонахи и послушники –все без исключения состоят от Чуркинской обители, с полным от неё содержанием, а равно и командный состав её в зимнее время получает
содержание от монастыря. Теперь дальнейшее существование церкви обеспечено и деятельность её  прекращена не будет, чему будет радо ловецкое население. 30 октября 1913 года плавучая церковь прибыла на место зимней стоянки к пристани Чуркинской — Николаевской пустыни. А первого ноября 1913 года она сдана была со всем имуществом и с машиной на ходу Чуркинской обители. О чём составлены акты».

Но радоваться решению финансовых проблем храма оказалось рано. По сообщению «Астраханских епархиальных ведомостей» от 30 июня 1914 года епископ Астраханский и Енотаевский Филарет посетил плавучую церковь, и «последняя своим внешним видом и вообще ветхостью произвела на него удручающее впечатление…»

В 1915 году церковь не вышла в обычное плавание по финансовым причинам: наступила усталость металлического корпуса, а средств на ремонт не нашлось.

Мечтая о воссоздании

Её миссию пытались возродить: все астраханские капитаны предлагали свои услуги для буксировки храма, прося только снять утяжелявшие судно паровые машины. Планировалось учредить в епархии специальный тарелочный сбор на нужды «Святителя Николая». Энтузиасты обращались за поддержкой в Синод, но Россия в это время переживала тяжёлые времена войны и предреволюционной лихорадки, никто на призывы из Астрахани не откликнулся.

Тем временем пароход осенью 1915 года был куплен всего за 5000 рублей владельцем бондарных заведений К.И. Рябицевым (или Рябцевым), сделавшим из него буксир с названием «Нечаянный» для перевозки бочек под рыбу. Газета «Астраханский листок» писала в феврале 1916 года в статье «К продаже плавучего храма»: «Проданный в частные руки плавучий храм «Святитель Николай Чудотворец» представляет собой железное паровое судно, о котором мы имеем самые подробные сведения. Корпус этого судна построен в 1860 году на заводе общества «По Волге»… Довольно старое судно, судя по году постройки, судно это фактически за время
службы совершенно обновлено: в 1893-94 годах сменено 50 листов обшивки, в 1907 году на берегу, на стапеле, сменены листы обшивки по ватерлинии, в 1903-04 годах сменено в подводных частях корпуса 12 листов… В зиму 1909-10 годов на всех холостых шпангоутах носовой части до машинного отделения поставлены обратные угольники…, по бортам к шпангоутам носовой части приклёпан прогон из сдвоенных угольников… Вся деревянная постройка сделана новая, специально для церкви, штурвальная рубка, машинный фонарь и все кормовые классные каюты сделаны новые. В зиму 1912-13 года в доке сменена обшивка в подводных частях корпуса… После таких ремонтов год постройки перестаёт играть роль: за последние 25 лет почти вся обшивка судна сменена, между тем корпуса судов при хорошем уходе в возрасте до 20 лет считаются первоклассными, а от 20 до 40 лет — очень хорошими. Плавание храма протекало вполне благополучно: за время с 1910 года судно имело всего две аварии и притом совершенно не зависящие от его качества (поломка руля и кормового тента). Таким образом, судно-храм «Святитель Николай Чудотворец» по объективным данным нельзя назвать «износившимся пароходом», т. е. судном, негодным для дальнейшей службы».

Чуть позднее, 1 апреля 1916 года, «Астраханский листок» продолжил осуждение этой сделки. В заметке «Итоги продажи плавучей церкви» говорилось: «Бондарю г. Рябцеву, который купил плавучую церковь-пароход «Святитель Николай» за 5000 рублей, дают сейчас за судно, которое он отремонтировал, 30 тысяч рублей и принимают на себя расходы по сделанному г. Рябцевым ремонту по этому пароходу.

— Пусть проходит судно одну навигацию у меня, затем я у него сменю котёл и возьму за него 60000 рублей,-
отвечает покупателям г. Рябцев». Пароход купца Рябцева «Нечаянный» упоминается ещё в «Списках судов речного флота по переписи 1919-1920 годов». По данным московского исследователя волжского флота С. А. Парфенова, он плавал до 1924 года и был списан приказом от 5 ноября 1924 года, после чего его разобрали в Астрахани на металлолом. По другим данным, корпус судна использовался под бранд-вахту на одном из волжских рыбзаводов.

Активисты РОССИТ (Российское общество спасения и сохранения исторической техники), мечтая о воссоздании плавучего храма, просили власти некоторых волжских городов передать им корпуса уцелевших старинных судов, но это не увенчалось успехом: чиновники отказали в передаче списанных кораблей для последующей реставрации.

Продлению исторической памяти о храме-корабле помогают сейчас работы инженера-кораблестроителя Г. Тимошечкина, капитана Усова и других энтузиастов. Помогают представить потомкам, как выглядела плавучая церковь, сохранившиеся в Морском музее г. Москвы и других музеях страны фотографии «Святителя Николая» и изготовленные уже в наше время макеты судна. Один из них стоит в речном порту г. Волгограда, другой плавает на теплоходе «Кулибин», также готовится крупномасштабная модель для одного из музеев Астрахани.

Желающим изготовить макет корабля помещаем ссылку на форум моделистов: https://only-paper.ru/forum/36-24423-1

 

Сергей Иванов, сотрудник отдела по взаимоотношениям
Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии,
кандидат философских наук,

Василий Супрун, профессор ВГСПУ, доктор
филологических наук

 

Источник журнал «Царицын Православный» №9, 2020

(259)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели