Почему князь Александр Невский стал самым почитаемым из святых русских князей?

В преддверии 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского мы продолжаем знакомить наших читателей с материалами, посвященными жизни это великого человека, имя которого стало символом России.

Представляем вашему вниманию публикацию из журнала «Царицын Православный» №10, 2020 историка — краеведа, кандидата исторических наук Александра Материкина.

Между двух огней

Видимо, в Каракоруме князь Ярослав показал свой независимый нрав, чем навел на себя гнев ханши. В результате в дни выбора нового великого хана Монгольской империи Ярослав Всеволодович был отравлен, и, по утверждению Плано Карпини, не без помощи Туракины. «В то время умер Ярослав, – пишет Плано Карпини, – бывший великим князем в некоей части Руси, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение. Тотчас же занедюжил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что, если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену».

Умер князь Ярослав Всеволодович 30 сентября 1246 года‚ и, пока тело его везли домой верные дружинники, гонец из Каракорума за несколько недель доставил приказ ханши. Хан Бату также знал о вызове Александра
в Каракорум и проявлял недовольство в отношении неспешности князя, посылая к нему своих гонцов. Новгородская летопись так зафиксировала это: «…мне покорил бог вси языки; ты ли един не хощеши мне покоритися. ни силе моей; не аще хошеши соблюсти свою землю, то прииди ко мне и узриши честь царства моего».

Генрих Ипполитович Семирадский. Святой Александр Невский в Орде. Холст на картоне, масло. 39 × 32. Эскиз росписи для храма Христа Спасителя. 1876.
Государственный исторический музей. Москва

Но не боялся князь смерти от рук коварных татар, да и понимал, что он им нужен в большой политике как полководец, прославивший себя на полях сражений. Дожидался Александр тела отца, чтобы попрощаться с ним, да и узнать от земляков, вернувшихся из монгольской столицы, о том, как умер отец, о предстоящей дороге, обо всех подробностях быта татар, с тем чтобы основательно подготовиться к дальней дороге. Дожидался князь еще и зимней дороги, чтобы лед сковал реки и стал санный путь, который был более быстрым и безопасным: кочевники находились в местах постоянной зимовки, установившиеся морозы лишний раз сдерживали лихих людей от разбойных нападений.

Удивляет его дальновидность как политика. Несмотря на свои двадцать шесть лет, он сделал выбор, свойственный зрелому, умудренному опытом  мужчине: решил ехать в ставку Бату по его вызову. Князь Александр ощутил в момент принятия решения о поездке невозможность открытого сопротивления монголам. Он решил лично изучить врага в его стане и не ошибся. Побывав в Каракоруме и прожив в нем несколько месяцев, он увидел всю мощь великого Монгольского государства, ощутил в монголах стихийную силу, с которой невозможно бороться так же, как противостоять лавине, обвалу или потоку.

Тело отца было доставлено во Владимир. «Князь же Александр… поиде в Володимер, по умертвии отца своею, в силе велице». Приехав из Новгорода во Владимир, князь узнал, что владимирский великокняжеский стол перешел по старшинству к оставшемуся старшим в роде брату Ярослава Святославу Всеволодовичу, который раздал в свою очередь княжеские уделы своим племянникам. За Александром остался Новгород и добавился Переяславль. Отдав последний долг родителю, Александр отравился в дорогу, и «грозен приход его до усть Волгы».

Страница из жития святого Александра Невского в составе Лицевого летописного
свода XVI века. Рукопись. Государственный исторический музей. Москва

В этой строчке из летописи таится глубокий смысл. Князь застал Бату, видимо, как и Плано Карпини, в низовьях Волги на месте постоянной зимовки, следовательно, путь его проходил через Дон, Волгу и поволжские степи (территория нынешних Волгоградской и Астраханской областей). Что касается грозного прихода, то, видимо, Александра сопровождала немалая боеспособная дружина, но то, что онувидел у Бату, не могло не повергнуть его в шок. Вот как Плано Карпини за год до приезда Александра описывал ставку Бату: «…этот Бату живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как и император их. Он также сидит на возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посередине на скамейке, прочие же люди сзади их на земле, причем мужчины сидят направо, женщины налево. Шатры у них большие и очень красивые, из льняной ткани, раньше принадлежали они королю Венгерскому. Никакой посторонний человек не смеет подойти к его палатке, кроме его семейства, иначе как по приглашению, как бы он ни был велик и могущественен, если не станет случайно известным, что на то есть воля самого Бату».

К тому же, по утверждению Н. М. Карамзина, хан имел «600000 воинов: 150000 татар и 450000 иноплеменников христиан и других подданных».

И в то же время при виде всей этой золотоордынской мощи князь Александр сохранил княжеское достоинство во время унизительного для христианина языческого ритуала, заключающегося в проходе между двух огней всех прибывших в ставку Бату.

Во имя святой Руси он не пошел на унижения, чем заслужил благосклонное и миролюбивое отношение со стороны всемогущего Бату. В то же время он на долгие годы стал дипломатом, защитником земли Русской от
набегов татар, лишившись покоя и семейных радостей. Вслед за первой поездкой к татарам последовала вторая, третья… В общей сложности провел он за этим занятием более пяти лет. Ему, ни разу не побежденному в бою, приходилось изображать унизительную покорность перед азиатскими варварами. Но унижение унижением, а князь мог в любой момент лишиться жизни. Ведь даже самый искусный предсказатель того времени не мог предугадать, с какой целью вызывает хан к себе. Еще не забыт был случай с его отцом.

Зададимся вопросом: мог или не мог князь Александр отказаться от процедуры прохождения между двух огней здесь, у нас, на Нижней Волге, перед тем как попасть на прием к Бату? Мог бы согласиться пройти, и тогда жизнь его была бы вне опасности, в отличие от князя Черниговского Михаила и его боярина Федора, поплатившихся своей жизнью за отказ.

Но Александр Ярославович отказался пройти, несмотря на то, что ему, видимо, как и Плано Карпини, перед тем как пройти между двух огней — чистилищем, по выражению татар, всяких злых умыслов, отнимающим даже силу у скрываемого яда, было сказано: «Идите спокойно, так как мы заставляем вас пройти между двух огней не по какой другой причине, а только ради того, чтобы если вы умышляете какое-нибудь зло против нашею господина или если случайно приносите яд, огонь унес все зло». Несмотря на то, что все проходившие понимали, что в этом ритуале главным был смысл поклонения языческим богам, в которых верили кочевники, все же делали это «ради того, чтобы не подать на этот счет повода к подозрению».

Александр Невский и Сартак в Орде. Художник Филипп Москвитин. Холст/масло, 105см x 160см, 2001 г.

Русский князь Александр не стал этого делать, но по непонятным причинам остался жив. Видимо, учитывая его авторитет в европейских государствах, а также под влиянием его внешнего облика и внутренней силы Бату не посмел приказать его убить. Посещением ханской ставки не ограничилось путешествие Александра в земли, завоеванные татарами. Продержав князя и его брата Андрея в Орле, Батый послал их, как прежде их отца, в Каракорум на поклон к великому хану. По прибытии в столицу братья оказались свидетелями длительных смут и приготовлений к новому великому курултаю после смерти Гуюка, последовавшей в 1247 году. Все эти события надолго задержали Александра и Андрея в Каракоруме. И все же князьям удалось до избрания нового великого хана Менгу в 1251 году получить ярлыки на княжение: князю Александру на великое княжение Киевское, а князю Андрею – на великое княжение Владимирское.

Продолжение читайте в журнале «Царицын Православный» №10, 2020 *(стр. 11-13) (жмите ссылку).

Александр Материкин
кандидат исторических наук,
историк — краевед, заслуженный
работник культуры РФ

(328)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели