Словно в страшном сне. Околоцерковные суеверия и их опасность

Мы продолжаем знакомить вас с публикациями журнала «Царицын Православный». Представляем вашему вниманию статью священника Виктора Вытнова, магистра богословия, клирика Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (г. Серафимович).

Фото с сайта https://www.pinterest.ru/

Известный английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX – начала XX веков Гилберт Кийт Честертон в одном из своих произведений писал: «Вас коснулось поветрие, которое в наше время распространяется всё больше и больше. Оно узурпаторски захватило власть над умами. Люди с готовностью принимают на веру любые голословные утверждения… лавиною надвигается новая сила, и имя ей – суеверие. Вот оно, первое последствие неверия. Люди утратили здравый смысл и не видят мир таким, каков он есть. Теперь стоит сказать: «О, это не так просто!» – и фантазия развёртывается без предела, словно в страшном сне. Тут и собака что-то предвещает, и свинья приносит счастье, а кошка – беду, и жук – не просто жук, а скарабей…» Прошло целое столетие с момента написания этих слов, а суеверий в нашей жизни не только не убавилось, но стало еще больше. К обычным мирским суевериям прибавилось множество суеверий околоцерковных, о которых можно уже писать целые книги. Так что же такое суеверие? В чем его отличие от подлинной веры и в чем опасность для человека?

Бесполезная вера

В толковом словаре В.И. Даля «суеверие» определяется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо». Сама славянская приставка «суе» означает напрасное, пустое, бесполезное. Таким образом, суеверие – это пустая, бесполезная вера. Чаще всего такая вера возникает в человеке, который истинную веру подменяет собственными представлениями о ней, в большинстве случаев являющимися потребительскими. Потребность в вере свойственна человеческой душе. Однако подлинная вера требует от человека огромных личных, душевных, волевых и даже интеллектуальных усилий, а суеверие всего этого не требует. Суеверный человек, вместо молитвенного обращения к Богу перед выходом из дома, посмотрится в зеркало, ведь это же сделать намного легче. В суеверии жить всегда проще. Нужно только сплюнуть через правильное плечо, постучать по определенной поверхности, постараться, чтобы кто-то мне не перешел дорогу или, наоборот, пропустить кого-нибудь вперед себя, если дорогу перешел бедный черный кот. Примечательно, что основной христианский принцип жизни – принцип любви – в данном случае отбрасывается полностью: важно, чтобы мне было хорошо здесь и сейчас, а на остальных мне наплевать.

Когда ко мне приходят на огласительные беседы, я всегда задаю вопрос: «Как Вы понимаете, что такое вера?» Чаще всего этот вопрос ставит пришедших в тупик. Однако иногда можно все же услышать следующий ответ: «Для меня вера – это доверие, это верность». Такое определение веры очень близко к высказыванию святителя Николая (Велимировича): «Вера» – понятие очень близкое к понятию “верность, преданность”. Становится очевидно, что вера – это не пассивное доверие к внешнему авторитету, а динамичная сила, которая преображает человека, ставит перед ним цель жизни, дает возможность для осуществления этой цели». Верующий человек доверяет Богу свою жизнь. Он уверен, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей, и что воля Божия есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам различные обстоятельства для того, чтобы мы опомнились. Надеясь на Бога и доверяя Ему, человек старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога. Вера в Бога налагает на жизнь человека ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое и не покаялся в этом. В суеверии никакой ответственности нет, и ни о каких грехах можно не думать. Поэтому человек легко уклоняется в суеверие.

Фото Андрея Березовского

Закон духовной жизни весьма прост: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Если человек не доверяет свою жизнь Промыслу Божию, то он начинает верить всякой ерунде, такой, как приметы, черные кошки и несчастливые дни и цифры. Нужно всегда помнить о том, что если Господь со мной, то ничего в моей жизни не страшно. Христианин верит, что Бог создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. В Евангелии читаем: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31).

Однако суеверия существуют не только в секулярном обществе. К сожалению, среди верующих людей также существует множество самых разнообразных суеверий, предрассудков, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Такие суеверия чаще всего называют околоцерковными. На протяжении многих столетий Православная Церковь обличает суеверия, в том числе и околоцерковные. Издаются книги, образованные священники в своих проповедях и беседах напоминают об опасности следования таким суеверия. Но тем не менее многие миряне как будто всего этого не замечают и продолжают следовать так называемому «бабушкиному» богословию.

Поневоле подверженными влиянию такого «богословия» зачастую становятся новоначальные христиане. И это неудивительно. Всякий раз, когда человек впервые переступает порог храма, он переживает, как бы что-то не сделать неправильно. Чтобы избежать ошибок, многие обращаются за советом к христианам более опытным, чтобы те наставили их в правилах церковной жизни, навыках молитвы, христианском учении и церковной традиции. Однако среди полученного в период воцерковления опыта и христианских истин чаще всего присутствуют различные суеверия, которые порой граничат с магизмом и просто религиозной безграмотностью.

Бог смотрит на сердце, а не на амулеты

Естественно, не все, чему могут научить новоначального некоторые церковные бабушки и более воцерковленные прихожане, обязательно будет суеверием. Есть много замечательных и благочестивых церковных традиций. Главным отличием такой традиции от суеверия является рациональность: традиция всегда имеет историческое и богословское обоснование. Ее начало можно всегда проследить в истории, и в ней нет никакой магической зависимости. Суеверие же, как правило, это данность: так положено, так делается. Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо.

Основная часть околоцерковных суеверий связана с церковной свечой, святынями, Таинствами и обрядами. Во многих областях укоренились свои,«уникальные», суеверия. Как уже выше было сказано, околоцерковных суеверий появилось настолько много, что можно писать книгу. Чаще всего эти суеверия происходят из-за желания получить от Бога что-то. Приведу лишь некоторые самые популярные.

Весьма распространено заблуждение, что человек, который подберет найденный крест, возьмет на себя все грехи, беды и несчастья потерявшего. Создается впечатление, что крест, как губка, впитывает в себя все это. Но в том и дело, что крест – это не наполненная греховной грязью губка. Господь наш Иисус Христос, распятый на Кресте, берёт на Себя грехи всего человечества и не впитывает их, а уничтожает. Крест – это символ любви Христовой, символ вечной победы над злом и грехом. Неужели христианин может бояться креста?! Если человек боится носить найденный крест или у него уже есть свой, то лучше отнести его в ближайший храм, а не оставлять на попрание лежать на дороге.

С церковными свечами также есть целый ряд предрассудков. Нельзя зажигать от другой свечи, а то, как и в случае с крестиком, можно взять чужие грехи. А если передать левой рукой свечу или переставить чужую, то могут обвинить в колдовстве. Правда, вразумительно ответить, почему так делать нельзя, никто не сможет. Есть такое суеверие, согласно которому, если девушка позвонит на Пасху на церковной колокольне (в большинстве храмов и монастырей на Пасху и всю Светлую седмицу звонить разрешают всем желающим), то в течение этого года обязательно встретит своего избранника. Возникает справедливый вопрос: а где же при этом Бог с Его Промыслом, с Его знанием сердца человеческого и того, что полезно и нужно конкретному человеку?

Из практики неоднократном замечал, что отношение к церковным святыням порой становится суеверным. Человек может обвешаться различными ладанками, поясками, иконами и браслетами с молитвами, используя их как амулеты и совершенно не вспоминая о Боге. Часто бывает, человек, освятив машину, считает, что она находится под какой-то особой магической защитой, а поэтому можно и элементарные правила безопасности не соблюдать и про Бога в дороге не вспоминать.

Отдельной темы заслуживают суеверия, связанные с переходом человека в иной мир и погребением. В гроб усопшего стараются положить деньги, любимые вещи и даже сигареты и водку. Как будто бы все это будет нужно душе, когда она предстанет на суд перед Богом! Однажды был свидетелем истерики, которая случилась на похоронах человека, которому забыли развязать ноги и руки. Родственники испугались, что из-за этого он не сможет войти теперь в Царство Небесное. Самый популярный предрассудком, который уже стал обязательным на всех похоронах и поминальных трапезах, – это стакан с водой (в некоторых случаях с водкой), покрытый хлебом. Кроме как языческим, этот обычай не назовешь. Душе усопшего нужна молитва Церкви и его родных, а не выпить и закусить.

Огромное количество суеверий связано с Таинствами. Так, например, Крещение необходимо совершить, чтобы ребенок не болел или его не сглазили. Последнее время часто просят покрестить ребенка с другим (тайным) именем, считая, что таким образом никто не сможет сделать ему ничего плохого. Однажды одна принесшая на Крещение своего сына мама на мое указание, что это суеверие, прямо заявила: «Да, я суеверная!» О том, что Крещение – это дверь в Церковь, начало христианской жизни, многие до того, как услышат об этом на огласительной беседе, даже и не подозревают.

Очень много ложных страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону, крест или благословляющую десницу священника, или же которую можно смыть в ванной?

А сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Каждый год, накануне праздника Богоявления, все церковные СМИ и священники напоминают, что и 18, и 19 января вода освящается одним и тем же чином. Нет, отвечают нам прихожане, вы ничего не понимаете: 18 января – Богоявленская, а 19 января – Крещенская (или наоборот – в зависимости от местности). Первой можно окроплять все, а вторую только пить. Такое происходит из-за того, что люди не слушают слова молитв, не прислушиваются к тому, что говорит священник на проповеди и не интересуются, почему исторически стали освящать воду два дня подряд.

К сожалению, необходимо констатировать, что несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Связано это с тем, что некоторые из священнослужителей в свое время не получили систематического духовного образования. До сих пор в некоторых селениях существует кощунственный обычай, когда при родах какой-нибудь односельчанки священник отверзает Царские врата, чтобы обеспечить удачные роды. Получается своего рода так называемая гомеопатическая (подражательная) магия. Редко, но все еще можно встретить приходы, на которых запрещают часто приступать ко Причастию, а особенно в двунадесятые праздники, на Пасху и Светлую седмицу. Аргументируется это тем, что в такие дни нужно быть как-то «особенно» готовым, и человек не достоин причащаться в эти праздничные дни. При этом совсем забывается, что Евхаристия – это центр христианской жизни, а Литургия служится для того, чтобы все верные могли соединиться со Христом в Таинстве Причастия, а не только предстоящие священнослужители.

Продолжение читайте в журнале «Царицын Православный» №12, 2020г. (стр. 12-17) (жмите ссылку //volgeparhia.ru/files/2020/12/1617565383.pdf)

Священник Виктор Вытнов,
магистр богословия,
клирик Усть-Медведицкого
Спасо-Преображенского
монастыря
(г. Серафимович)

(531)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели