Память преподобного Серафима Саровского почтили в Свято-Духовском монастыре

Сегодня, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Свято-Духовском мужском монастыре г. Волгограда Божественную литургию возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Прохор (Куксенко), благочинный монастыря игумен Христофор (Казанцев), игумен Зосима (Панков), иеромонах Геронтий (Потапов).

1 августа Святая Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского (1903) и 30-летие перенесения их в Дивеево после второго обретения.

По запричастном стихе проповедь произнес игумен Зосима (Панков).

В завершение богослужения митрополит Феодор поздравил верующих с днем памяти одного из самых любимых русских святых: «О сколь много святых угодников Божиих родила земля русская! Сколько святителей и чудотворцев, преподобных и праведных Церковь Русская дала в Небесное Царство! Как звёзды небесные сияют они на Божественном небосклоне, как благоухающие цветы они составляют великолепный букет Христа Царя! Благоухание этих духовных цветов индивидуально и отличается друг от друга, потому что и подвиг каждого святого, хотя внешне бывает похож, но всегда неповторим, как и неповторима каждая человеческая личность.

В сонме Русских святых особым сиянием, особым духовным благоуханием выделяется преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский и всея России Чудотворец, который в сиянии своей славы отображает не только красоту русских лесов, полей, озер и рек, но и глубину и святость русского православия, русского духа, основанного на смирении, послушании, терпении, кротости, любви, на древних традициях монашеской жизни — жизни благочестивой во Христе Иисусе Господе нашем.

Для нас драгоценен не только его жизненный опыт, его светлый лик и его чудотворные молитвы. Для нас бесконечно дороги его наставления, которые человеческая память сохранила и до  сего дня. Особенно важна для нас беседа с Николаем Мотовиловым и учение преподобного Серафима о смысле жизни.

Когда этот вопрос он задал преподобному батюшке Серафиму, тот ответил, что смысл жизни заключается не в добрых делах, что они лишь средство для достижения цели. Старец пояснил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего» (из беседы преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым). Ибо Бог есть Дух, и кто обретает Духа Святаго, тот приобщается Самому Богу, становится равен Богу по благодати.

Но неправильное учение, о котором сказал преподобный Серафим, к сожалению, было явлением достаточно ярким. В XVIII, XIX и начале XX века именно формальное школьное богословие, формализация христианской жизни, монашеской жизни, церковной жизни и привело к событиям революции 1917 года. Но, слава Богу, наряду с этими формальными заблуждениями, с этим оскудением веры и молитвенным охлаждением человеческого сердца были светильники Русской Православной Церкви подобно преподобному Серафиму Саровскому, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителю Феофану Затворнику, святителю Филарету Московскому и другим. Их учение и дух привели к Поместному собору 1917-1918 годов и утверждению на Руси патриаршества — восстановлению правильного церковного строя.

В наше время мы видим процессы, подобные тем, что происходили в нашей Церкви и обществе сто лет назад. Мы видим, как охладевает христианское сердце, как оскудевает молитва, как ревность монашеского жития уже мало кого интересует. Образ христианской жизни выражается лишь только во внешних формах — ношение одежды, некоторых действиях — совершенно утратив сердцевину и содержание Евангелия Христова.

Можем ли мы понять монаха, который оставляет монастырь ради любви к животным? Оправдает ли, примет ли его Господь, Который строго сказал в Своём Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37).

Сможем ли мы понять человека, который в сознательном возрасте дав обеты Христу, с лёгкостью от них отрекается ради других интересов внешней жизни?

Много святых выросло в этом мятежном и суетном мире. Но они не принадлежали этому миру, и в этом секрет и сила их святости. Они питались не дарами мира сего, наполнялись не его соками. Они напитывались благодатью Духа Святаго и потому принесли сторичный плод.

Сегодня нам, как и сто лет назад, важны слова этого учения, сам дух, который преподается в словах преподобного батюшки Серафима: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», потому что Бог, Хотящий всякому спастись и в познание истины прийти, желает через нас действовать на весь окружающий мир. Он нам доверяет быть Его представителями, исполнителями Его Божественной воли.

Это происходит, когда мы думаем не о земном царстве, не о земных благах, не o внешних преференциях и удовольствиях, а о Царствие Небесном и о вечном воздаянии, о Втором и страшном пришествии Господа нашего Иисуса Христа.

Царство Мое не от мира сего (Ин. 18:36) — сказал наш Божественный Учитель. Царство Небесное мы не найдём с вами на земле. Нет земного Рая и не будет. По слову апостола Петра, земля и все дела человеческие сгорят в вечном огне, но правда Божия будет пребывать во веки. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21) — открывает великую сакральную тайну наш Божественный Спаситель.

Вот куда мы должны устремить свой духовный взор, в глубину нашего сердца — что там происходит, кому оно посвящено, кому оно служит, чем питается, какие плоды приносит?

Мы молимся сегодня преподобному Серафиму о том, чтобы он укрепил нашу веру, ибо помним слова Христа Спасителя: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8)

Мы молим преподобного Серафима о том, чтобы он помог нам принять волю Божию, отрекшись своей воли, греха, чтобы наша жизнь соответствовала Промыслу Божию о нас, а значит, мы должны думать не о себе: не так, как я хочу или как не хочу, не так, как мне нравится или не нравится, а как Бог велит. Завет русского старчества мы должны сохранять в своей жизни: Живи не так, как тебе хочется, а как Бог велит. Его волю открывает нам Святой Евангелие, святые отцы, и среди них преподобный Серафим, чётко и ясно об этом свидетельствует.

Один монах, живя в монастыре, узнал о том, что умер его отец, и мать осталась без кормильца, имея на руках маленьких детей. Он пришёл в смущение и стал думать, как же теперь его семья будет жить, на какие средства? Этот помысел всё более обуревал его и не давал ему покоя. Так что, в конце концов, он пришел к духовнику и сказал: «Отец, благослови меня идти в мир, ибо должен я помогать матери своей». На что старец ответил: «Чадо, ты доверился Богу и верь, что жив Господь, Он поможет и всем кого ты любишь, Он возьмет под Свой Божественный Покров. Не заботься, ибо знает Господь прежде нашего прошения, в чём мы нуждаемся». «Хорошо», — сказал инок.

Но помыслы с новой силой стали нападать на него. Он, потеряв всякое терпение, снова пришел к старцу и сказал: «Прости, отче, не могу терпеть более, пойду в мир». И ушёл.

Когда он совершал свой путь, утомился от полуденного солнца и присел под тенью дерева. Вдруг он видит путника, который остановился и спросил, можно ли разделить с ним привал. Они разговорились. На вопрос странника монах ответил, что он идёт из монастыря в город, оставив монашескую жизнь, свои обеты и послушания игумену и старцу, потому что он считает, что ему нужно быть в другом месте, заботиться о жизни матери своей, братьев и сестёр. «А ты куда идёшь? — спросил монах, — и кто ты такой?» Путник ответил: «Знай же, монах, что я Ангел Божий, посланный Спасителем твоей семье помогать им во всяком деле. Но так как идёшь ты, то я, значит, уже не нужен», — на этих словах он исчез.

Ужас объял монаха! Бегом бросился он обратно в монастырь, в слезах упал к ногам своего аввы и просил прощения: «Прости меня, отче, что не послушался тебя, усомнился в милости Божией, потерял веру в Бога и стал верить только своим человеческим силам. Прими меня обратно в свои духовные дети и позволь дальше в келье нести послушание ради спасения своей души и в молитве просить также спасения душам своих ближних».

И мы, братья и сёстры, должны всегда помнить, что есть главное в нашей жизни. Святые отцы говорят: не путайте срочное и важное. Мы часто уклоняемся и путаем эти понятия по пристрастию нашего сердца.

Самое срочное, самое главное в нашей жизни есть спасение души через приобщение Духу Святому, через приобщение Самому Богу. Как говорит наш Божественный Спаситель, Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).

С праздником, возлюбленные. Пусть милость Божия и благодать преподобного Серафима будет со всеми вами».

(294)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели