Митрополит Феодор: Христианство — это не формализация заповедей Божьих

Сегодня, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в храме святого равноапостольного князя Владимира. Его Высокопреосвященству сослужили: старший благочинный Волгоградской епархии протоиерей Анатолий Карпец, благочинный приходов Дубовского округа протоиерей Сергий Ермаков, благочинный приходов Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, настоятель храма игумен Христофор (Казанцев), иерей Анатолий Коробков, иерей Николай Багров.

5 сентября Православная Церковь отмечает отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящихся много дней (у великих не двунадесятых праздников попразднества и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время.

Владыка Феодор также совершил особое молебное пение о сохранении творения Божия. Этот чин утвержден Священным Синодом 13 июля 2015 года. Он совершается во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресение сентября.

Со словами благодарности к митрополиту Феодору обратился игумен Христофор: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Богу было угодно, чтобы каждый воскресный день в нашей Святой Православной Церкви был днём, наполненным своим особым смыслом. Собственно говоря, и жизнь верующего человека отличается от жизни неверующего тем, что в его жизни есть высочайший смысл, вокруг которого и организуется жизнь. На сегодняшний воскресный день приходится память святителя Иринея Лионского, великого богослова нашей Церкви. Живя во втором веке, он противостоял гностицизму и в своих писаниях доказывал, что критерием истинности Церкви является наличие апостольской преемственности у епископов. И сегодня, когда в нашем храме Вы совершили Божественную литургию, мы смогли пережить причастность древним истокам нашей Церкви и всему Вселенскому Православию.

От всей души, от всего сердца, Владыка, благодарим Вас за сегодняшнее посещение нашего прихода и просим  принять этот букет цветов. Ис пола эти, деспота!»

«Цветы — это частичка Рая,  которая осталась на Земле, — сказал владыка Феодор. — И хотя мы не можем вернуть этот Рай на землю, но мы можем помешать земле превратиться в ад. Это в наших силах, это наша прямая задача, данная нам Богом.

Мы видим, как меняется климат в мире, как земля перестаёт давать обилие плодов земных, а те плоды, которые мы вкушаем, уже не те, что были несколько лет назад. Но напрасно человек ищет виноватых вокруг, ему нужно искать внутри себя.

От чего же происходит это ожесточение сердечное, о котором мы слышали сейчас в церковной молитве? Корень всего – самолюбие, гордость. От них произрастает осуждение, обида и, как следствие, непрощение ближнего своего. От этого сердце становится нечувственным, оно каменеет и перестает быть способным к святым переживаниям — к состраданию и к любой мало-мальски духовной жизни.

Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (Мф. 18:35) — говорит Христос в сегодняшнем Евангельском повествовании.

Под образом царя и государя Христос показывает нам Небесного Отца, а время, которое он выбирает, чтобы сосчитаться со всеми подданными — это время Страшного Суда. И вот призывается один,  это может быть любой из нас, и оказывается, что он должен тысячу талантов. Это очень большая сумма.

Талант — мера веса драгоценных металлов, примерно 26 кг. Если перевести на сегодняшний денежный эквивалент, то это примерно 2 миллиарда 600 миллионов рублей — огромнейшая сумма. Это образ того долга, который имеет человек перед Богом, каждый день совершая и словом, и делом, и помышлением. А вот тот долг, который выражается в лице ближнего, который нас обидел, это примерно 100 000 рублей. В соотношении с долгом к Небесному Царю совершенно ничтожная сумма.

Мы с вами, слушая Евангельскую притчу, рассказанную доступным языком, должны всегда помнить о том, что, к сожалению, после грехопадения первых людей центром жизни человеческого общества стал грех, и вокруг греха выстраивается человеческая жизнь. Но жизнь, о которой нам проповедует в Евангелии Господь наш Иисус Христос, Христоцентрична, она имеет совершенно другой центр. Как нам перейти от одного к другому?

Этим мостом является покаяние, осознание своей греховности, своей виновности, желание исправиться и больше никогда так не делать. Это осознание делает нас близкими Богу. Бог пришёл не праведников, но грешников спасти, грешников кающихся. Тот, кто видит свой грех и кается в нём, не будет осуждать другого человека, он скажет: Что мне за дело до его грехопадения, у меня-то тысячи грехов. Он покается, и Бог простит его, а я в озлоблении сердца погибну. Напрасно кто-то думает: Прощаю, но видеть тебя не хочу. Такое прощение не приемлет Господь. Сказано: Не от уст ваших, а от сердец ваших. Важно, чтобы в сердце нашем был мир и не было этого злопамятства. Если проходит время, а мы помним обиду, хотя мы вроде бы примирились, значит, сердце наше не свободно, значит сердце наше не исцелено до конца, значит оно ещё болеет и находится во власти греха и дьявола. А значит, по нашей кончине, кто будет владеть нашей душой?.. Как бы нам этого не хотелось! Но что ж нам делать, братья, Как нам примириться? Искренне, от чистого сердца.

Один инок приходит к старцу и говорит: «Отче, никак не могу примириться с братом своим. Хожу к нему, прошу прощения, но он даже дверь кельи своей мне не открывает. Не знаю, что делать». Отвечает ему старец: «Это от того происходит, что ты в сердце своем себя оправдываешь, а его осуждаешь.
Осуди себя, а его оправдай в сердце своем и увидишь». Это оказалось намного сложнее, чем внешне простить человека. Не сразу отважился инок идти к своему обидчику, но всё-таки провёл тщательную работу над собой. Не успел он постучать в дверь, она распахнулась, брат с порога бросился ему в объятия и стал со слезами сам просить у него прощения.

Один монах рассказывает свою историю, как он поссорился с братом своим, и тот никак не хотел его простить. Он и раз подходил к нему, и два, но тот  достаточно грубо был настроен. Оставалось монаху молиться за него и келейно, и на Литургии вынимал частичку. И вот в день Ангела своего обидчика он особо усердно у престола Божьего его поминал и просил Небесного Отца, чтобы он смягчил сердце того человека, и примирил их.

И вдруг на него нашло какое-то особое состояние покоя и мира. После Литургии он возвращается радостный к себе в келью и вдруг слышит стук в дверь. Открывает, а на пороге стоит тот самый брат с большим горячим, только что испечённый хлебом,  и говорит: «Я видел, ты молился за меня, ты поминал меня на службе. Спасибо тебе, и прости меня. Вот, возьми хлеб». Хлеб был очень ароматным, очень вкусным. Удивлённый этим событием брат побежал в келью  поблагодарить его, потому что был ошарашен и не успел сказать ни слова. Когда же его прежний обидчик открыл дверь, то с удивлением выслушал своего собеседника, ибо оказалось, что он никуда не ходил и хлеб не приносил. Видимо, это был его Ангел. Но услышав об этой истории, он смягчился сердцем, пал ниц, и они примирились. Вот и нам, братья и сестры, нужно понять, что христианство — это не формализация заповедей Божьих, а это изменение внутреннего человека, и если мы не станем новой тварью во Христе Иисусе, как пишет апостол Павел, мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Господь указывает на детей и говорит: Будьте как дети, потому что они в незлобии сердца своего, в отсутствие злопамятности и в скором прощении предваряют взрослых в Обители Небесные. Будем же подражать им в этой благочестивой святой жизни, да избежим Страшного и непреложного Суда.
С праздником всех».

 

(329)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели