Пленарное заседание ХХХ Международных образовательных Рождественских чтений прошло в Волгоградской епархии

Сегодня, 23 ноября 2021 года, в Волгоградской епархии под председательством митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора состоялось пленарное заседание регионального этапа ХХХ Международных образовательных Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождении Петра I: секулярный мир и религиозность».

Модератором встречи выступил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии игумен Христофор (Казанцев).

Почетными гостями мероприятия стали председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Лариса Михайловна Савина и  член Российской академии естествознания, доктор философских наук, профессор Дмитрий Владимирович Полежаев.

К онлайн-трансляции заседания присоединились представители благочиний Волгоградской епархии, сотрудники епархиальных отделов, служащие администрации, представители педагогического сообщества.

Игумен Христофор, открывая мероприятие, поприветствовал всех участников и подчеркнул, что нам предстоит осмыслить деяния Петра I и вынести исторический урок для нашего времени. Затем слово было предоставлено главе Волгоградской епархии митрополиту Феодору:

 — Уважаемые участники регионального этапа Международных образовательных Рождественских чтений! Наверное, для исследователей нет более противоречивой исторической персоны из российских правителей, чем государь Пётр I. Даже вся история нашего государства часто делится учёными на допетровские и послепетровские периоды. Известный историк Соловьёв считает, что Пётр I являлся революционером на троне и героем преобразователем.

Впрочем, весь XVII век, называемый современниками «бунташным», представлял из себя череду сменяющих друг друга войн, восстаний, бунтов и расколов в духовной сфере. Тянули вниз преимущественно натуральная  экономика, слабое развитие промышленности и порабощение крестьян. Активное расширение территории и увеличение численности населения вкупе с вышеперечисленными вызовами накаляли необходимость срочных реформ буквально во всём. Эти преобразования начались ещё задолго до Петра, при его предшественниках.

Другое дело, что они были постепенными и велись не такими жёсткими методами. Став царем, Петр продолжал военную реформу, создав мощную армию и флот, которые могут выигрывать сражения и расширять подконтрольные ему территории.

Россия рванулась к северным и южным морям, особенно навстречу Европе, идеалу русского монарха. Секуляризация управления, новый государственный аппарат, активное развитие частных мануфактур и казённых заводов при организации местного управления — все это происходило при его огромном личном участии, впрочем, как и увеличение социального и финансового бремени на простой люд.

Существовавшая до него система управления была скреплена обычаем и не успевала за требованием времени. Петр был вынужден бороться не только за власть, но и за саму жизнь с самого начала своего царствования. Взяв бразды в свои руки, Пётр стал продвигать модель западно-европейского абсолютизма.

Как пишет Ключевский, реформа Петра была борьбой деспотизма с народом и его костностью. Конечно же, отказ народа некритично принимать западные обычаи не является костностью. Надо понимать, что подобное копирование чужих лекал приводит к утрате внутреннего суверенитета государства.

Возможно, система церковного управления в глазах Петра I также представляла собой опасного противника, когда мы говорим о фигуре самовластного Патриарха Никона, поэтому духовная власть по его замыслу должна быть включена в структуру государства и должна быть лишена политической независимости и экономической самостоятельности. Причём первое мероприятие Петра I,  направленное на интеграцию Церкви в государственный механизм и подавление её материальной основы, начались ещё во второй половине девяностых годов XVII века. Позднее это вылилось в отмену патриаршества и учреждение взамен его светского органа власти по церковным делам Святейшего Синода. Этим самым симфония государственной и церковной власти, и прежде не достигавшая достаточной полноты, была деформирована и сместилась в сторону протестантского принципа главенства светского государства над всеми верами подвластной ему территории.

Итоги реформ зависели не только от гения, но и от нравственного образа жизни монарха, который, к сожалению, не был столь высок, как у его благочестивых предшественников. В отличие от них, Петр не ставил перед Российской империей высоких духовных целей. Произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть, прежде всего, государство истинной Православной веры. Отказ от исполнения государственных духовных задач увел к иному пониманию отношений государства с Церковью.

Началось разрушение  своеобразного самостоятельного русского мира. Мира, обладающего своими традициями, своей культурой, духовными ценностями. Царь Пётр захотел буквально столкнуть Россию на путь Запада. В итоге Россия пошла путём слепого копирования и бездумного подражания странам Западной Европы буквально во всём: в языке, моде, традициях, культуре и даже в вере. Стремясь превратить Россию в западно-европейскую страну, он отказался от великого наследия, которое получил.

Историк Николай Карамзин замечает, что Петр пытался насаждать западную историю, тем самым принижая достоинство русского общества, он стремился сделать русских гражданами мира, при этом забывая о самобытности собственного государства.

Пётр экономически возвеличил Россию, но внутренний духовный стержень, если не разрушил, то надломил.

Об этом трагическом последствии для нашей страны Святейший Патриарх Кирилл сказал следующие слова: «Петр I цивилизационно сдает Россию. Он отказывается от нашего цивилизационного кода, от нашей системы ценностей, и Россия становится идеологическим, духовным придатком Запада, вариантом западной цивилизации, но на несколько этажей ниже»

Сегодня наша задача, учитывая опыт петровского времени и всех тех экспериментов и реформ, что претерпела наша страна за свою историю, не лишать себя этого живого очага традиции, тем более искусственно или под какими-то вымышленными предлогами.

Рождественские чтения — площадка, объединяющая светский и религиозный взгляды на образование —  наглядный этому пример.

За почти 30 лет совместной работы удалось возродить культуру диалога, в котором секулярные силы не выталкивают религиозность за рамки важнейших вопросов.

Вот эту традицию адекватного соработничества предстоит сохранить, развить и передать будущим поколениям. Ибо, как говорят христиане: «Традиция — это не поклонение пеплу, а передача живого огня». Выбор между пеплом и огнем – и есть главная задача нашего времени.

Всем помощи Божией в наших предстоящих делах.

Затем к участникам встречи обратилась Лариса Михайловна Савина. Она подчеркнула, что у государства и Церкви одна общая задача – благополучие граждан, и прежде всего – благополучие духовное.

Профессор Дмитрий Владимирович Полежаев посвятил свой доклад русскому менталитету.

Все выступающие отмечали неоднозначность личности императора Петра Алексеевича, его деяний и их последствий.

(142)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели