Святой праведный Иоанн Кронштадтский в Царицыне

о. Иоанн и его спутники по Волге 1894 г https://humus.livejournal.com/3757367.html

В 1901 году астраханские купцы Егор Степанович Куликов, Степан Васильевич Носков и С.И. Захаров на свои средства построили храм в селе Никольском (Беспутном) в 25 верстах от Астрахани. Они обратились с просьбой освятить церковь к Иоанну Ильичу Сергиеву, настоятелю Кронштадтского Андреевского собора, известному тогда всей России праведной жизнью, замечательными проповедями, книгами, чудотворениями. Он никогда не отказывал людям, содействующим укреплению православной веры, и на этот раз отправился из Петербурга в далёкую Астрахань.

В то время прямой связи между столицей и Нижним Поволжьем не было. Отец Иоанн доехал до Орла, пересел на поезд до станции Грязи, а затем уже проследовал в Царицын. Поезд из Грязей прибыл в ночь с 5 на 6 октября по старому стилю. Купцы постарались, чтобы путешествие не было для батюшки слишком обременительным, они заказали для него специальный вагон.

К приходу поезда Грязи — Царицын на вокзал прибыли официальные лица города. Вагон был отцеплен и с особым паровозом отправлен через станцию Соляную к дебаркадеру «Общества по Волге», поскольку дальнейший путь до Астрахани отец Иоанн должен был проделать на пароходе. В вагон к кронштадтскому протоиерею вошли городской голова Ф.С. Семёнов, полицмейстер Н.В. Потоцкий, соборный протоиерей о. В.Д. Волковский, священник о. С.И. Кузьмин и некоторые другие лица. Пока паровоз перевозил вагон на волжский берег, в нём шла дружеская беседа. Отец Иоанн пообещал, что на обратном пути обязательно приедет в наш город и отслужит обедню в соборе.

Пароход «Отважный», на котором плыл о. Иоанн http://kamafleetforum.ru/index.php?showtopic=1729&st=0&

На волжском берегу, несмотря на глубокую ночь, собралось много царицан. Они узнали о приезде досточтимого пастыря из газет и, возможно, из проведей священников в храмах и хотели хотя бы издалека увидеть его. Как сообщил «Царицынский вестник», благодаря содействию военных переход из вагона на пароход прошёл благополучно, не вызвав беспорядков. Отец Иоанн благословил с борта «Императрицы Александры» стоявших на берегу и ловивших каждый его взгляд, каждый жест горожан. В 3 часа ночи пароход отправился на юг. Е.С. Куликов сопровождал батюшку от Царицына (по другим данным, от Петербурга).

В Астрахань пароход прибыл 7 октября в половину седьмого утра. Отец Иоанн освятил новую церковь в Никольском, вернулся в Астрахань, посетил храмы этого города, побеседовал со священниками и в 9 вечера 8 октября на небольшом пароходе «Ловец» отправился в обратный путь.

Сразу после отплытия из Астрахани батюшка спросил у сопровождавшего его управляющего рыбными и тюленьими промыслами Д.Ф. Хомутова, когда можно надеяться на прибытие «Ловца» в Царицын. Узнав, что это будет не раньше часу дня 10 октября, он обеспокоился, сказав, что обещал в этот день отслужить обедню в царицынском соборе и ему было бы прискорбно не сдержать слова. Тогда около 12 часов ночи Д.Ф. Хомутов около Петропавловки остановил более быстроходный пароход «Некрасов», принадлежащий компании «Самолёт», на который отец Иоанн и пересел вместе с сопровождавшими его купцами Куликовым и Носковым. Прощаясь с управляющим, высокочтимый пастырь сказал ему: «Мне у Вас очень хорошо, спокойно, я бы всего охотнее доехал с Вами до Царицына, но если Вы говорите, что к обедне в среду не успеем, то делать нечего: надо пересесть».

По пути из Чёрного Яра была дана телеграмма о приезде отца Иоанна Кронштадтского в Царицын. Снова он приезжал в наш город поздней ночью. «Некрасов» прибыл к царицынской пристани в 3 часа ночи 10 октября. Ночевал батюшку на квартире соборного протоиерея, а в 8 часов утра уже вместе с отцом Владимиром Волковским и другими священниками служил в соборе утреню и обедню. Он сам читал канон, как это всегда делал в Кронштадтском соборе.

Молящиеся переполнили собор, в нём царила атмосфера любви и благолепия. Отец Иоанн произнёс проповедь на тему читаемого в тот день отрывка из Евангелия об укрощении Господом бури. Обращаясь к царицанам, он сказал, что несколько лет назад из-за большой жары в июле ему не довелось побывать в самом городе, но теперь Господь привёл его служить в этом храме. Верующие ловили каждое слово пастыря, некоторые рыдали от радости и умиления.

После богослужения отец Иоанн посетил квартиры царицынских священников. У протоиерея о. Волконского выпили чаю, а потом побывали в гостях у о. Симеона Кузьмина и о. Алексея Лебедева. Во дворе к нему подвели женщину, страдающую падучей: приближаясь, она издавала громкие крики. Батюшка несколько раз благословил её, прижал её голову к груди, помолился, восклицая: «Изыди! Изыди!». Потом он велел ей перекреститься, что несчастной женщине после нескольких безуспешных попыток всё же удалось. Она ушла со двора заметно успокоенная.

У отца Симеона собрались не только члены семьи, но и псаломщики, которые тоже получили благословение от пастыря. Батюшка был ласков с детьми, радостно благословлял их, целовал в головки, поил их чаем.

Около 12 часов дня отец Иоанн с протоиереем о. Владимиром отправились в женскую гимназию. В гимназическом зале были построены все преподаватели, классные надзирательницы, ученицы всех классов. Гостей встречала начальница гимназии. Кронштадтский батюшка сказал краткое пастырское слово, в котором призвал гимназисток прилежно учиться, блюсти в чистоте свою душу. Он благословил всех собравшихся.

Далее путь лежал в приют. Отца Иоанна встретили здесь хлебом-солью. Хор воспитанниц спел молитву «Достойно есть». Батюшка благословил присутствующих. Перед ним на колени упали жених и невеста Серебряковы, которые получили от великого пастыря благословение на брак. В актовом зале приюта священник о. Арсений Соколов отслужил молебен с водосвятием, отец Иоанн надел на него свою епитрахиль. На молебне присутствовали городской голова, некоторые члены управы, гласные, много царицан.

Городское руководство дало в честь кронштадтского протоиерея обед, но и во время его отец Иоанн продолжал своё пастырское служение. К нему приводили многих больных, которых он благословлял и молился над ними. Родные с большим трудом вели женщину, которую корчило и ломало, она билась и кричала. Отец Иоанн обнял её, поцеловал, прошептал ей на ухо какие-то слова, после которых женщина заметно успокоилась, перестала издавать страшные звуки. Батюшка благословил хлеб, смочил его вином, откусил и дал оставшийся кусочек женщине. Она проглотила хлеб, выпила из чашки отца Иоанна немного вина и вдруг стала вся багровая. Женщина перекрестилась, после чего батюшка сказал ей громко: «Иди, ты исцелена!». Твёрдой походкой она подошла к иконам, сделал три земных поклона, поцеловала иконы и удалилась.

Приютянки, как называли воспитанниц приюта, пели духовные песнопения. Пока шёл обед, поток здоровых и больных, взрослых и детей, спешащих под благословение отца Иоанна, не иссякал. И он никому не отказывал, всех встречал с любовью и радостью. Больные приходили и в особую комнату, куда отец Иоанн и сопровождающие его лица удалились после обеда для отдыха. Здесь он давал страждущим отпить кофе из своей чашки и молился об их исцелении.

После обеда кронштадтского пастыря пригласили в дома горожан. Сразу он побывал у соборного старосты Е.С. Фаломеева, отслужил молебен, благословил многих беспрепятственно допущенных в дом посетителей. Далее его ждали в домах купцов Лебедева, Рысиных, Пирогова, Хохлова, вдовы Таракановой, Никоновых, В.А. и К.Я. Ивановых. Всюду батюшка служил молебны. За экипажем, перевозившим отца Иоанна по Царицыну, следовало много народа, он всех благословлял, каждому дарил добрый взгляд и ласковое слово. В доме вдовы Масловой оказалось много детей, которые получили благословение от батюшки. Среди них были горбатая девочка и глухой мальчик, на которых пастырь взирал с особой добротой.

На ночлег отец Иоанн остановился у купца К.Я. Иванова. Утром его пришли провожать на вокзал староста Скорбященской церкви купец А.Н. Серебряков, Я.А. Пирогов, гостеприимный хозяин К.Я. Иванов, много горожан. Как писали местные газеты, проводы прошли «чинно и в полном порядке». Рано утром с вокзала Юго-восточной железной дороги великий пастырь отправился в обратный путь. Поезд ушёл в 5-08, в 15-34 он прибыл в Алексиково, где стоял 10 минут. Мы не знаем, выходил ли отец Иоанн на этой  станции, общался ли с жителями казачьего края, но, судя по царицынским событиям, он не отказал бы в благословении пришедшим к поезду новониколаевцам. Далее поезд отправился в Поворино, Борисоглебск и в 1-23 ночи прибыл в Грязи.

 Конечно, не обошлось и без некоторой доли ловкачества. Имя отца Иоанна Кронштадтского было настолько популярно в народе, что послужило источником доходов царицынским мошенникам. Не успел он проехать через город, как на улицах и в пивных стали продаваться в больших количествах крестики, «святые» пояса, лестовки, шнурки для крестов и другие предметы, якобы благословлённые праведником и потому исцеляющие от болезней. В газетах писали о тёмном невежестве царицан и высмеивались люди, верившие, что отец Иоанн мог благословлять целые тюки крестиков, шнурков, поясов и лестовок, способствуя тем самым наживе ловкачей.

Непродолжительным, но насыщенным был визит отца Иоанна Кронштадтского в Царицын. Чуть ли не в каждой семье осталась память о нём: кто-то получил от него благословение, кто-то присутствовал на богослужении или многочисленных молебнах, кто-то видел батюшку в экипаже, проезжающим по городу. И в последующем царицане ловили живое слово, доносящееся из Кронштадта, читали книги отца Иоанна. «Царство Русское шатается, колеблется, близко к падению», — предупреждал он за 10 лет до октябрьского переворота. «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. — писал он. — Но кто научил нас непокорности и мятежам бессмысленным?».

Через 16 лет после визита отца Иоанна в Царицын такой бессмысленный мятеж окровавил русскую землю. В царицынских семьях позабыли заветы святого отца, утратили память о его благословении, а кто и не забыл, боялся о нём вспоминать. Пришло жестокое время, вытравившее воспоминание о всеобщей радости, царившей в городе 10 октября 1901 года.

Великий праведник предсказывал: «Нам необходимо всеобщее очищение, всенародное глубокое покаяние…, примиримся с Богом, и Он примирится с нами». Прошли годы. В конце ХХ века в нашем городе как символ покаяния появился храм святого Иоанна Кронштадтского, память о пребывании которого должна вернуться в наши дома.

Из книги — Иванов С.М., Супрун В.И. Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. — Волгоград: ПринТерра, 2003.

(320)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели