Духовная трапеза — Постная Триодь. Великий Вторник

Вторник Великий десять нам дев представляет,

Запечатлевших победу Того, Кто на лица не зрит.

Изображение с сайта k-istine.ru

Повечерие Великого Понедельника нам предлагает: пойти «со Христом к горе Елеонстей, тайно со апостолы соводворимся Ему» и начать готовить свою душу ко исходу и ко второму пришествию Господа Иисуса Христа. «Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не небрези о даровании,  егоже прияла еси, да не сокрыеши в землю, но да куплю дееши». Несколько тем раскрывает нам гимнография второго дня Страстной седмицы.  Первая тема – подготовка к Страшному Суду. «Готови сама себе, о душе моя…пришествие приближается неумолимаго судии». «В субботу бегство и в зиме глаголя Учитель, седмаго бурю предгадательствует настоящаго века, в немже найдет яко зима кончина. (О бегстве в субботу и в зимнее время говоря, Учитель предвещает загадочно бурю настоящего седьмого века, в течение которого наступит конец как зима). Кончина мира наступит внезапно «яко скорость молнии преходящая»  и тогда «книги убо разгнутся, деяния же обличатся: обнажена бо вся Богу»  и зная об этом, душе человеческой необходимо готовиться ко встрече Владыки Христа.

Вторая тема Великого вторника о времени  Суда. Этого времени Страшного Суда не дано знать не только верующим во Иисуса Христа, но и Его ближайшем ученикам «воньже час придет Господь, не разумеете», но зато Он открыл признаки кончины: «от смоковницы, научися! Егда младо будет листвие, и прозябнет ветвие, жатва час прочее, и ты егда сия увидиши, разумей, яко при дверех есть». (От смоковницы научайся кончине, о душа моя! Когда даст она листья нежные и побеги пустит, вскоре жатвы час; и ты, когда увидишь это, познай, что конец при дверях).

Третья тема о десяти девах, о талантах и о ленивом рабе. «Душе, бойся и не небрези о даровании»  и «данный тебе талант трудолюбно делай, бодрствующи» . Разные таланты дает Владыка Господь рабам своим: мудрость, служение благовестника, щедрость, дар проповедника и каждый должен свой талант приумножить: «талант от Бога приясте, помощию давшего Христа возрастите» . Святитель Иоанн Златоуст пишет: «От упомянутого в притче раба требуются две вещи, благоразумие и верность. И нам нужны также верность и благоразумие, как для того, чтобы не присвоить себе того, что принадлежит Господу; так и для того, чтобы сделать приличное употребление из дарованного».

Песнопения службы показывают, как надо поступать душе, чтобы войти в чертог Христов. Надо иметь елей сострадания, не мечтать в заботах о бесполезном, не заниматься временным, а от всего сердца возопить душе «дондеже время имаши, возникни зовущи: согреших Ти, Спасе мой, не посецы мене, якоже неплодную смоковницу, но яко благоутробен Господи, ущедри со страхом зовущую: да не пребудем вне чертога Христова.»

В Великий вторник нам начинают рассказывать о предателе – «совет Спасе беззаконный на Тя, священницы и книжницы завистию собравша люте, в предательство подвигоша Иуду». Дается характеристика Иуды: «разумом сребролюбствует, на Учителя враждебне подвизается, советует, поучается преданию, света отпадает, тьму приим,  соглашает цену, продает Безценнаго» (сознательно предается сребролюбию, на Учителя, неприязненный, движется, советуется, продумывает предательство, от света отпадает, предпочитая тьму, сговаривается о продаже, продает Бесценного)  и в результате своих поступков получает смерть мучительную.

В этот день Иисус Христос предупреждает своих учеников «приближися Пасха нам великая и божественная: по двою бо дню, страдания прописуя день, воньже отцу жертва приведется» . Все молящиеся на службе просят вместе с апостолами «Женише, добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего, нелепый мой зрак прегрешений совлецы причастием страданий Твоих, и одеждею славы украсив Твоея красоты сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко Милосерд» (Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший нас на пиршество духовное брачного чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки участием в Твоих страданиях и, славы одеянием украсив, красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви  в Твоем Царстве, как Милосердный)  и «сподоби нас неосужденно поклонитися Твоему святому Воскресению».

Синаксарь Великого Вторника повествует: «итак, притчу о десяти девах, научающую нас всегда бодрствовать и к встрече истинного Жениха благими делами и особенно милостью готовыми быть, ибо неизвестен день и час кончины, богоносные отцы установили поместить здесь по тому же побуждению, по какому установлено было, чтобы от Иосифа научились мы достигать целомудрия, а от смоковницы – приносить духовный плод. Ведь делающий одно, пусть величайшее дело, и небрегущий о других, особенно же о милостыне, не входит в вечное упокоение со Христом, но возвращается посрамленный. Ибо нет ничего более достойного слез и исполненного стыда, чем девство, побежденное вещественными благами. Но причисли нас, Жених Христос, к мудрым девам, соедини с избранным Твоим стадом и помилуй. Аминь».

Подготовлено Миссионерским отделом Волгоградской епархии

 

(80)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели