«Моя политика — вера в спасение души»

29 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского.

Священномученик Гермоген родился в 1858 году в семье священника Херсонской епархии Ефрема Долганева и в крещении был назван Георгием. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Новороссийского университета, который окончил в 1889 году, и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, он много потрудился как проповедник, принимая активное участие в деятельности кружка студентов-проповедников. В 1890 году ректор академии епископ Антоний (Вадковский) постриг его в монашество с наречением имени Гермоген и в 1892 году рукоположил во иеромонаха.

По окончании академии иеромонах Гермоген был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В Тифлисе архимандрит Гермоген усиленно занимался просветительской деятельностью и в особенности в беднейших кварталах города, где невежество и распространившиеся пороки  губительно влияли прежде всего на детей. Будучи ректором, он отчислил в 1899 году из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугашвили.

В 1901 году архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, в 1903 году — назначен епископом Саратовским и Царицынским.

В Саратове он своим собственным примером, а также частыми беседами с духовенством и особыми циркулярами не уставал призывать духовенство к неспешному и строго уставному совершению богослужения, зная по опыту, что оно есть благодатная сила, которая возвращает отпадших и привлекает неверующих. Во многих саратовских храмах епископом Гермогеном было введено общенародное пение. В особо исключительных и важных случаях общественной и государственной жизни России владыка устраивал в Саратове и уездных городах службы с крестными ходами, общим пением всех молящихся и поучениями проповедников. Для соблюдения порядка в крестных ходах им было учреждено при кафедральном соборе общество хоругвеносцев.

В 1905 году в Саратове, как и во многих других городах страны, начались революционные беспорядки, и епископ Гермоген выступил с разъяснениями причины происходящих событий. Многие рабочие насильственно были оторваны тогда организаторами беспорядков от работы и понесли лишения; владыка предложил прийти им на помощь и благословил провести сбор денег, в котором сам принял участие.

6 декабря 1907 года после литургии в Андреевском соборе Кронштадта епископы Гермоген и Серафим (Чичагов), духовные дети отца Иоанна Кронштадтского, и протоиерей Иоанн Восторгов посетили отца Иоанна, который встретил их выражением живейшей благодарности за отслуженную вместе службу. Затем он удалился с ними в свою келью и там беседовал около часа, по его словам, о предметах первейшей важности. Отец Иоанн Кронштадтский одобрил их попытку добиться большего влияния Церкви на жизнь народа.

Впоследствии отец Иоанн каждому из них написал записки; епископу Гермогену он написал: «Видел у себя сегодня дорогого гостя отца Иоанна Восторгова; говорили о текущих делах, особенно ваших. Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет вас. Дерзайте, благодарите Подвигоположника».

Однако светские власти в лице премьер-министра П. А. Столыпина иначе смотрели на возможность большего влияния Церкви на гражданскую жизнь. Обер-прокурор Святейшего синода Извольский предупредил протоиерея Иоанна Восторгова о вероятности перевода епископа Гермогена на другую кафедру, и тот поспешил к отцу Иоанну Кронштадтскому, который, глубоко переживая общественные неурядицы, весьма сочувствовал Преосвященному. Для отца Иоанна епископ Гермоген был образцом тех немногих, кто, как и он сам, смело выступали против духа времени, не считаясь с последствиями для личного благополучия. В своем дневнике 13 октября 1908 года отец Иоанн записал: «Господи, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена, и да не премогут его нечестивые».

В январе 1912 года епископ Гермоген был уволен сначала от заседаний в Святейшем синоде, а затем и с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь за попытку ограничить влияние

Г. Е. Распутина на царскую семью и несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви. В марте 1917 года владыка был назначен епископом Тобольским и Сибирским и впоследствии принял участие в работе Поместного Собора в качестве заместителя председателя Отдела высшего церковного управления, занимавшегося вопросом восстановления патриаршества в Российской Церкви.

По благословению Патриарха Тихона было назначено провести в Тобольске крестный ход в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 года. 13 апреля около одиннадцати часов ночи большевики провели в покоях епископа Гермогена и в домовом храме обыск, сопровождавшийся кощунствами. 14 апреля они через викарного епископа и одного из членов епархиального совета передали епископу Гермогену, чтобы он ничего не говорил о кощунствах, на что тот ответил: «Я считаю себя нравственно не вправе не говорить с церковного амвона о тех кощунствах, которые были допущены при обыске в храмах, а в свою неприкосновенность я совершенно не верю. Пусть меня завтра убьют, но я, как епископ, как страж святыни церковной, не могу и не должен молчать», и на проповеди сказал: «Моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика — вера в спасение душ верующих. Моя платформа — молитва. С этого пути я не сойду и за это, быть может, я лишен буду возможности в эту ночь спокойно ночевать в своем доме».

После освящения церкви в Саратове

На следующий день после крестного хода епископ Гермоген был арестован и тайно от верующих перевезен в тюрьму в Екатеринбург. Отсюда он писал своим близким: «Эти видимые и кажущиеся весьма тяжкими испытания составляют, в сущности, естественный и законный круг условий и обстоятельств, неразрывно связанных с нашим служением. Прошу лишь святых молитв ваших, чтобы перенести эти испытания именно так, как от Бога посланные, с искреннейшим благочестивым терпением и чистосердечным благодарением Господу Всемилостивому… От этих потрясений… не только проясняется внутреннейшее глубокое сознание, но и усиливается и утверждается в душе спасительный страх Божий — этот чудный воспитатель и хранитель нашей духовной жизни… Посему воистину — слава Богу за все…»

13 июня большевики вывезли епископа в Тюмень и 15 июня заключили в трюм парохода «Ока». 16 июня в половине первого ночи епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко благословил их. Связав епископа и прикрепив к нему камень, убийцы столкнули его в воду. Тело епископа со связанными за спиной руками и привязанным к нему тридцатикилограммовым камнем было обнаружено 3 июля на берегу реки крестьянином и впоследствии погребено в склепе на месте могилы прославленного в 1916 году святителя Иоанна, митрополита Тобольского. В 2005 году мощи священномученика Гермогена были обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля.

Источник ФОМА.ру

(117)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели