Митрополит Феодор совершил Литургию в Александро-Невском соборе

2 октября, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных князей Феодора Ростиславовича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда.

В этот воскресный день глава Волгоградской митрополии празднует День тезоименитства. Разделить с ним совместную молитву прибыли епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей и епископ Калачевский и Палласовский Иоанн.

Архипастыри совершили Божественную литургию в сослужении духовенства Волгоградской митрополии.

Богослужебные песнопения в этот торжественный день исполняли два хора: Православный хор и ансамбль Инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации «За Веру и Отечество» и хор собора.

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Роман Блинков.

Было совершено славление перед иконой святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

В завершение богослужения с поздравительным адресом от лица духовенства к Его Высокопреосвященству обратился старший священник Никольского кафедрального собора города Камышина протоиерей Николай Караичев:

— Сердечно поздравляем Вас с Днём тезоименитства: с днём памяти Вашего небесного покровителя – святого благоверного князя Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца! В этот святой день мы, Ваши верные соработники и послушники, дерзаем вознести смиренные молитвы к небесному предстательству благоверного князя о Вашем Высокопреосвященстве, о богоспасаемой Церкви Волгоградской, о богохранимой стране нашей Российской, её народе, властях и воинстве.

Ныне, как и в непростые времена земной жизни святого князя Феодора, земля русская погружена во мрак междоусобной распри, на которую толкают единоверцев «иноплеменные языки, брани хотящие и на Святую Русь ополчающиеся». И от наших молитв, от наших слов и поступков, от состояния наших сердец зависят не только изменения на карте боевых действий, а нечто более значимое и фундаментальное: исход битвы правды с ложью, добра со злом, света с тьмой. Взирая на подвиг святого князя Феодора: его преданность святой вере, смирение перед Божественным Промыслом, мужество в схватках с внешним и внутренним врагом, и мы вдохновляемся на жертвенное, ответственное служение Святой Матери-Церкви и нашему земному Отечеству.

В этот праздничный день мы желаем Вам, дорогой Владыка, по молитвам святого князя-воина, князя-молитвенника, князя-миротворца духовных побед и свершений, крепости душевных и телесных сил, Божественного благословения на все Ваши труды и начинания.

Многая лета!

Митрополит Феодор сердечно поблагодарил художественного руководителя и организатора хора «За Веру и Отечество» игумена Варнаву (Столбикова) и коллектив за участие в богослужении: «Ваше пение всегда укрепляет дух молящихся в храме».

В своем архипастырском слове Его Высокопресвященство обратился к житию святого благоверного князя Феодора Черного: «Сегодняшний день является не только моим личным праздником – Днем Ангела, но и праздником Волгоградской земли, потому что князь Феодор провел здесь, в Сарае, не один год. Здесь родились его благочестивые святые сыновья Давид и Константин.

С самого детства он претерпевал много искушений, скорбей, неправду от своих самых близких, родных людей. Потеряв отца, он получил в наследство самый малый город — Можайск, но не стал восставать на родных братьев, а возблагодарил Бога и употребил все свои таланты на то, чтобы этот город привести в порядок, поставить его на новый уровень экономической и социальной жизни. Этим он привлек внимание Ярославских князей. Славная героическая Ярославская земля потеряла в битве с татарами на Туговой горе своего отца и князя свя­того бла­го­вер­ного кня­зя Ва­си­лия Яро­слав­ского, и его дочери Марии искали супруга и достойного престолонаследника. Взгляд ярославцев обратился к можайскому князю Феодору. В 1260 го­ду он же­нил­ся на Ма­рии Ва­си­льевне, родился сын Михаил. Феодор был грамотным воином и часто находился в военных походах, представляя военную силу Золотой Орды. Нам известно, что великие князья были вынуждены тогда ходить в походы, в том числе в Осетинскую землю.

Долгое отсутствие хозяина в городе принесло свои горькие плоды. Его теща Ксения, пользуясь тем, что Мария, жена князя Феодора, умерла, собрала поддержку из бояр и препятствовала возвращению законного правителя в свой город. Не желая пролития крови мирных граждан, своих соотечественников, он вернулся обратно в Орду. Здесь он пользовался большим уважением и любовью хана Менгу-Темира и его жены за красивый лик, талант дипломата, умение хорошо говорить и за славные военные подвиги. Хан сажал его рядом с собой, давал пить из своего кубка, что было выражением доверия и великой чести. Более того, ханша возымела твердую мысль выдать свою дочь за него замуж, хотя по политическим, этическим и религиозным воззрениям это было не в пользу сарайского хана. Но велика была его любовь к этому воину, и он просил его взять в супруги свою дочь. Вначале Феодор отказывал, потому что еще была жива его жена Мария. Он нашел в себе смелость сказать, что вера не позволяет. Когда узнали о смерти первой супруги Феодора, ему во второй раз предложили взять в жены дочь хана. Но Феодор вновь отказался, потому что не мог жениться на некрещеной девушке. Мы знаем, что в 1261 году князь Александр Невский и митрополит Кирилл основали здесь Сарайскую епархию, и вторым ее архиереем был Феогност. По просьбе хана Менгу-Темира Сарайский епископ Феогност был направлен ханом в Константинополь к Патриарху Византийскому рассудить это недоразумение.

Надо сказать, что Феогност уже ездил в Византию ранее, и так как в те времена архиереев нам поставляла именно она, то все вопросы духовного характера решал Патриарх Константинопольский. Вопросы по принятию в Православие, Крещения татар и восприятию среди их населения монофизитов и ариан, которых было много, разбирались на соборе Патриархом по представлению епископа Феогноста.

Следующий визит Сарайского архиерея был посвящен предстоящему браку дочери хана и русского князя. На это было получено письменное благословение с единственным указанием: девушка должна принять Крещение. Несмотря на то, что, казалось бы, улусник, подданный, вассал — но русский князь возводится на равное достоинство самим ханом, женясь на его дочери, проявляется доминирующее положение Православия по отношению к вероисповеданию тогдашних монголов, хан благословляет этот союз, в Сарайской епархии проводится венчание, молодой семье строится прекрасный замок и отдается в наследство около двух десятков городов. У них рождаются два замечательных сына – Давид и Константин. Здесь князь Феодор живет еще три года, когда узнает о смерти своего первого сына Михаила. Получает поддержку хана, финансирование и военную поддержку, отправляется в Ярославль, где город открывает ему свои ворота и с радостью впускает на престолонаследие.

Через несколько лет в 1296 году случается страшная вражда между двумя сыновьями Александра Невского – Андреем и Даниилом. Со стороны Даниила был князь Михаил Тверской, а Андрея поддерживал Феодор Черный, Ярославский. Казалось бы, страшная битва неизбежна, кровопролитие, братоубийство. Но вот собирается духовный собор во Владимире во главе с епископом Владимирским Симеоном и епископом Сарайским Измаилом. Присутствует и князь Феодор, проявляя не только дар дипломата, но и миротворца. Вражда умиряется, устанавливается мир и союз дружбы.

За короткое время своего правления в Ярославле семья князя Феодора приобретает всеобщую любовь и почитание. Вчерашняя татарка, а ныне просвещенная русская княжна Анна проявляет пример благочестия, веры, целомудрия, милосердия. Она строит храмы, помогает обездоленным, нищим. Их величают истинными отцами Ярославской земли.

То, что в своем сердце князь всегда носил Господа, показывают его последние дни. Из военного похода в Смоленск, где он безуспешно пытался отстоять свое право на древний город от незаконно занявшего его племянника, Феодор вернулся изможденным уже преклонными летами и духовными переживаниями, и почувствовал скорую кончину. Он попросил отнести себя в обитель Преображения Господня, в тот монастырь, где он всегда проводил свободные минуты в молитве. Он хотел принять ангельский чин и вступить в монашескую братию, чтобы отречься от всего земного и принадлежать только одному Богу. Когда туда внесли одр с телом, ночная тишина была разорвана людским плачем. Люди, узнав о последнем шествии их возлюбленного князя, выходили на улицы. Женщины оставляли своих грудных детей, чтобы прикоснуться к одру умирающего князя Феодора и омыть слезами его одежду.

В обители начался чин монашеского пострига, который был приостановлен по просьбе князя. Его вынесли на улицу, где он перед всеми исповедовал свои грехи, каялся: кого чем обидел, кому от него не достало любви, с кем-то был суров, может быть жесток… У всех просил прощения, всех прощал, брал всю вину на себя и благословлял их благословением духовным. Только после того, как весь народ с ним попрощался, он вернулся под священный кров церкви. Окончился чин монашеского пострига и во время утрени на чтении кафизмы он перекрестился и предал свою душу в руки Божии.

«Удивительно было зреть его лик, – пишет летописец, – ибо был светел и сиял, яко солнце, сединами благоукрашен, свидетельствуя о своем непорочном житии».

Его тело было положено в дубовую колоду, но не закопано в землю, а положено сверху. Удивительно, что его дети, которые умерли каждый в свое время после отца, были также положены вместе с ним. Их тела до сих пор находятся нетленными, свидетельствуя о той благодати, которую они стяжали во время своей жизни и которую в избытке подают всем, притекающим к ним за молитвенной помощью.

Сегодня, возлюбленные, мы почитаем наших Волгоградских святых, которые здесь потрудились, здесь родились и не забывают в своих молитвах это место, свое Отечество. Мы благодарны Богу, что Он нас связывает некими узами любви и молитвы. Просим святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина о мире и безмятежии нашей страны, об укреплении ее духовных границ, потому что всякая внешняя агрессия может реализоваться только в том случае, когда внутренний иммунитет государства, внутренняя духовная сила народа оскудевает. Сегодня каждый из нас должен задаться вопросом: насколько мы являемся носителями Духа Христова, насколько мы воины Божии, как мы боремся со страстями и как это проявляется в нашей жизни, в нашей молитве, в нашем воздержании, в нашем доброделании, в нашем милосердии, в нашей христианской любви?

Пусть Триединый Бог Своей любовью и милостью облагодетельствует всех вас, возлюбленные архипастыри, отцы, братья и сестры».

Фото: Константин Троицкий

 

(298)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели