Доклад митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора на пленарном заседании регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных Чтений

«ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ДУХОВНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА»

«Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие.

Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое»

(Втор. 30:19-20)

 Досточтимый Александр Иванович, Николай Викторович, Лариса Михайловна, всечестные отцы, братья и сестры, уважаемые участники региональных Рождественских образовательных чтений!

Приведенными выше словами Господь через святого пророка Моисея говорит о том, что мы всегда стоим перед выбором, более того, этот выбор определяет не только путь земной жизни, но и будущую вечность. Поэтому нам необходимо относиться к происходящим событиям с вниманием, пониманием и осмотрительностью. Ибо враг наш, враг рода человеческого «ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Эта метафора показывает кровожадность врага и наше опасное положение. Однако средств и методов, через которые нас можно уловить в погибель, достаточно много.

Сегодня мы называем эти процессы политическими, современными технологиями. Чтобы не оказаться под их воздействием, противостоять им, нам необходимо научиться правильно определять смысл, цель и приоритеты нашей жизни, четко понимать, чего избегать и к чему стремиться. Грамотно формировать векторы развития нашей деятельности, в зависимости от которых выстраивается общественная жизнь.

С момента грехопадения первого человека, а именно с момента утраты им райской жизни, мир стремится к своему логическому концу. Зло, уязвившее и исказившее тварную природу, старается ее совершенно уничтожить, в чем проявляется борьба дьявола с Самим Творцом. И лишь любовь, которая соединяет нас со Всемогущим Богом, способна противостоять этому губительному процессу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (ср. 1 Ин. 4:16). Однако, как мы знаем из Священного Писания, в конце времен «по причине умножения беззаконий, во многих эта любовь охладеет» (Мф. 24:12), и Господь, придя вторично на землю, найдет ли веру на земле? (ср. Лк.18:8). Время оскудения веры и любви есть время господства греха, время, когда для Христа не найдется места ни в сердце человека, ни в общественном сознании, ни в социальном пространстве. Этот исторический период можно назвать постхристианским и антихристианским, это время апостасии.

Основным определяющим фактором времени, предшествующим этому периоду, является трансгуманизм – это не просто иной взгляд на человека, а по существу — теория постчеловечества, замена человеческой личности на искусственный интеллект.

«Это учение опасно и неприемлемо, потому что нацеливает общество на создание суррогата человека, который может полностью подменить собой подлинного человека» — предостерегает нас Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

От того, как мы понимаем что есть человек, каково его призвание, и складываются понятия смысла жизни, ее ценностные ориентиры. Сегодняшний мир предлагает нам секулярный подход для рассмотрения этих вопросов, когда религия изгоняется из общества как атрибут отсталости, вытесняется из социальной сферы в область личного, субъективного переживания. По существу, это тот же самый атеизм, только с другим названием.

Секуляризм, в отличии от атеизма действует менее радикально, изначально предлагая поставить Бога во имя человека, потом заменить Бога человеком.

Трансгуманизм в поисках сверхспособностей, человека заменяет киберчеловеком, андроидом и, наконец, искусственным интеллектом. «По сути эта идеология подталкивает к системной замене человеческой личности искусственным интеллектом», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Весь ужас заключается не в искусственном интеллекте, а в том, что сам человек делегирует ему свободу и ответственность за принятие решений, исключая себя из цепочки управления и контроля. Потому что искусственный интеллект сам становится предметом поклонения для человеческих масс, формируя исключительно свои понятия добра и зла. Пока нас еще знакомят с тем, как он видит мир, как воспринимает те или иные процессы или явления в политике и культуре, но совсем скоро к его вИдению будут заставлять прислушиваться, а затем он будет диктовать свои ценности, задачи и цели, которые станут обязательными для всех. В модели мира, управляемой искусственным интеллектом, нет места Богу, нет места религии.

Таким образом, разрушая Церковь как институт, человек самостоятельно определяет, кто есть высший разум и как ему поклоняться, опираясь на собственные ощущения, которые, как мы понимаем, были грамотно сформированы. В итоге происходит подмена. «Мы наблюдаем кризис подходов и принципов, определяющих само существование человека на Земле» — сказал на Валдайском форуме президент Российской Федерации Владимир Путин. Человек сам для себя становится богом, поклоняясь своим желаниям и страстям, или делам своих рук, как идолу, что в свою очередь ведет к искажению и отмене фундаментальных законов. Подобную позицию озвучил великий русский писатель Ф.М. Достоевский в «братьях Карамазовых»: «если Бога нет, то все позволено». Именно вседозволенность как свобода без ответственности ведет к расчеловечиванию, отрицанию нравственных норм, традиций и духовно-нравственных ценностей, таких как:

  • жизнь, которая воспринимается не только как процесс деятельности человека, а как Богом данный священный дар;
  • вера;
  • семья – как крепкий союз мужчины и женщины;
  • понятия любви как высокого нравственного чувства;
  • жертвенность;
  • главенство духа над материей;
  • добросовестный труд;
  • дружба;
  • патриотизм – как любовь и преданность Родине;
  • историческая память и преемственность поколений;
  • милосердие;
  • человеческое достоинство;
  • права человека.

Секуляризация, в свою очередь, порождает процессы глобализации – всемирной экономической, политической, социокультурной и религиозной интеграции и унификации. Это своего рода идеология, где высшими ценностями являются получение материальных благ, реализация своих желаний и потребностей.

Основные последствия глобализации — это:

  • разрушение фундаментальных связей: Бог – человек, человек — природа и человек – человек;
  • уничтожение самобытности этносов, утрата индивидуальных качеств личности и, как следствие, – внутренний распад общества;
  • однополярный мир;
  • уничтожение значительной части населения земли;
  • мировое всеединство с унифицированной системой управления и экономики.

По словам Патриарха Кирилла, глобализация не делает мир более сплоченным, а «внешняя унификация сопровождается отчуждением людей, распадом общин, семей».

Следует сказать также о процессе урбанизации, в ходе которой идет вырождение села как уникальной гармоничной системы человек – природа – Бог. Это не только последствие искусственно запущенного механизма, но и фактор духовного оскудения и ментального ослабления народа. Есть русская поговорка: «Не устоит село без праведника, а город без святого». Если село умирает, значит в нём не осталось праведников. Вспомним, Содом и Гоморра были уничтожены, когда праведный Лот с семьей покинул город. Всемирный потоп начался лишь после того, как Ной зашёл в ковчег. Суть проявления этого духовного закона в социальной жизни состоит в том, что Бог ради одного праведника терпит многих грешников. Поэтому, люди подсознательно обустраиваются ближе к очагу святости как источнику жизни и спасения. Так формировались села и города. Например, вокруг обители преподобного Сергия Радонежского возник город Сергиев Посад. Санкт-Петербург сформировался вокруг Александро-Невской Лавры, которую Петр Первый основал как духовный центр Северной столицы и специально перенес туда мощи великого князя Александра Невского из Владимира.

Одним из инструментов глобализации является гегемония меньшинств или борьба меньшинств против большинства. В данном направлении активно используется такая технология как «окна Овертона». С помощью этой технологии формируются общественное мнение. Явления и понятия, отношение к которым у социума крайне негативное, постепенно воспринимаются им как умеренно негативные, затем как нейтральные, допустимые и, наконец, обязательные для общества, с закреплением их защиты на законодательном уровне.

В некоторых странах уже прошли подобную эволюцию такие противоестественные человеческой природе грехи, как гомосексуализм, смена пола, в том числе у детей без согласия родителей, однополые браки, эвтаназия, т.е. самоубийство. Становятся нормой суррогатное материнство и семья более чем из двух родителей. Список увеличивается, на очереди — педофилия, физическое и сексуальное насилие, каннибализм и пр. В таких явлениях очевидна потеря Божественной вертикали, о которой говорит современный философ Александр Гельевич Дугин, когда не один индивидуум, а всё общество ниспадает от небесного к земному, а от земного к демоническому.

Очевидно, что мы уже отчасти входим в этот мировой процесс нравственного падения и можем наблюдать определенные тенденции, особенно на Западе, в странах Европейского союза, которые меняют не только христианское мировоззрение, образ мышления, образ жизни, но активно пытаются изменить само устройство мира.

В настоящее время, и об этом многие говорят, активно идёт формирование нового миропорядка, когда навязывается единая для всех идеология, политическая и экономическая система. Первый Заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко сказал на Всемирном русском народном соборе о том, что начался период тектонических мировых изменений, касающихся почти всех сфер жизни — от климата до политического устройства.

Этот сдвиг начинается с самого главного и ценного: с человеческой души, с того пространства, где, по выражению Ф.М. Достоевского, «дьявол с Богом борется». И мы видим, как в этой борьбе Западная цивилизация из постхристианской стремительно превращается в антихристианскую с ожиданием единого мирового правительства или правителя, который пообещает мир и безопасность, хлеб и зрелища в обмен на полное подчинение воли и отвержение от Христа и христианских ценностей. Достаточно знать, что такое цифровая валюта и электронные деньги, система биометрической аутентификации, чтобы представить тотальный контроль, в том числе за финансовыми транзакциями каждого человека, когда никто уже не сможет бесконтрольно купить или продать.

Уже сегодня появляются видимые признаки событий, описанных в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Но Западную цивилизацию это не только не настораживает, она с радостью приглашает дьявола в мир людей. Так, в 2016 году в центре Европы, в Швейцарии был открыт Готардский подземный тоннель. На его открытие прибыли главы крупнейших европейских стран: Германии, Франции, Италии, множество высокопоставленных еврочиновников. Церемония открытия, представляла собой откровенно сатанинское действие, главным действующим лицом которого стал Люцифер. Оккультная концепция этой диковинной мистерии была откровенно сопряжена с отречением от христианской традиции, и стала проявлением преданности силам зла, что по-другому называется сатанизмом.

Можно было бы подумать, что это случайность, единичный случай, но, оказывается, годом ранее в Детройте, штат Мичиган, был установлен памятник бафомету, т.е. сатане. Статуя должна заменить монумент десяти заповедям Божиих у Капитолия. Более того, у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке появилась скульптура апокалиптического зверя, который должен стать хранителем международного мира и безопасности. Становится понятным к какому миру стремятся Соединённые Штаты.

Сатанизм и оккультизм стали идеологией украинских национальных батальонов. Атрибуты сатанинского капища найдены на местах, где находились силы ВСУ, например, в селе Верхнеторецкое Донецкой области. И это далеко не единственный случай. Наверное, все помнят, что всемирная церковь сатаны является одним из спонсоров украинского режима, в его поддержку также собирался шабаш ведьм и колдунов, использовали магию вуду. На Украине в Хеллоуин развесили чучела якобы убитых русских солдат, которых там называют орками. В одной из мясных лавок Киева демонстрировали муляж в виде скелета «русского орка» и предлагали приготовить «борщ из оккупанта». Разве это не сатанизм?

Этот разгул дьяволопоклонничества отвечает на вопрос, почему сегодня, впрочем, как и всегда, так ненавидят Россию? Откуда это беспрецедентное экономическое и политическое давление? «Наша позиция по сохранению исторической памяти, а значит, и своего суверенитета вызывает у некоторых стран на Западе раздражение. Собственно говоря, так происходило на протяжении веков» — сказал на Валдайском форуме президент Российской федерации Владимир Путин.  Послушаем, что говорят сами американцы, вдохновители и сценаристы многих описанных мировых процессов.

Конгрессмен Джейми Раскин заявил следующее: «Россия — это православная страна, исповедующая традиционные ценности. Именно поэтому она должна быть уничтожена, независимо от того, какую цену за это заплатят США».

Экс-сотрудник Госдепа США, ветеран разведки и главный редактор издания «Ветераны сегодня» Гордон Дафф заметил, что на Россию ополчились все силы зла, потому что она – единственная в мире истинно христианская страна.

По существу, сегодня происходит цивилизационный выбор, который стоял когда-то перед святым благоверным князем Александром Невским. Как не удивительно, но его постулат «Меч на Западе, щит на Востоке» актуален и в наши дни.   Поразительно, но сегодня ислам стал ближе православию, чем западное христианство, которое утратило саму свою сущность – Христа как путь и Истину, и Жизнь, выбрав служение лжи и отцу лжи – диаволу. Восток же сохраняет ценностное отношение к божественной правде и готов защищать свои духовные и культурно-нравственные ценности.

Сегодня мир делится на две части. Сегодня на исторической чаше весов России противостоит не Украине, не Евросоюзу и даже не Америке. Эти страны представляют антихристианскую Западную цивилизацию, которая ведет изощренную гибридную войну против цивилизации Русского мира как носителя Божественного начала, Божественной правды, традиционных не только христианских, но и общечеловеческих ценностей. Русский мир — это не только мир православной России. Это многонациональный народ, все те, кто поддерживает идеи равнозначности всех стран, кто верит в самостоятельную, независимую и сильную Россию, её духовные и исторические корни, которые выстраивались на протяжении тысячелетий в полиэтническом сотрудничестве и многоконфессиональном содружестве. Если хотите, русский мир – это та же Святая Русь. И она будет сильна и непобедима только тогда, когда будет выполнять свою главную функцию – хранить святость и праведность, свою духовную и культурную идентичность. Это соль мира, тот праведник, ради которого Бог терпит греховность остальных. Но если соль обуяет, говорит Христос, она становится никому не нужна, ее выбрасывают вон. Так и в России — если иссякнет святость и праведность, она исчезнет с политической карты мира, а вместе с ней весь современный мир.

«Жизнь и смерть предложил Я тебе», — говорит Господь через пророка, «выбери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое».

Итак, каждый из нас должен сделать духовный выбор. Ты со Христом или против Христа? По-Евангельски это звучит так: Не мир Я принес, но меч, «Кто не со Мной, тот против Меня и кто не собирает со Мной, тот расточает.» (Лк. 11:23). Но можно сознательно исповедовать верность Христу и Его заповедям и в тоже время жить в апокалипсисе мелкого греха, в порабощении страстям греховным. Мы должны помнить слова апостола Павла: «Сеющий в плоть пожнет смерть и тление, а сеющий в дух пожнет жизнь вечную».

Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. (Гал. 5:19-20).

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Сегодня перед каждым из нас стоит этот выбор. Задумаемся, какого мы духа, что сеем, какие плоды принесём? Будем помнить завет апостола языков: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла». «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Желаю всем участникам форума продуктивной работы, плодотворного обсуждения поставленных вопросов и конструктивного диалога!

Божией помощи вам.

 Благодарю за внимание!

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор,

город Волгоград, 7 ноября 2022 года.

(320)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели