6 января — Навечерие Рождества Христова, или сочельник

Ка­нун празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва – 6 января (24 де­каб­ря по стар. ст.) – на­зы­ва­ет­ся На­ве­че­ри­ем празд­ни­ка. Это день по-своему очень радостный.

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – «сочиво обварено, или кутия с медом». Собственно, поэтому день и имеет второе название — сочельник. Он бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас вечерня в сочельник служится, как правило, утром 6 января вместе с литургией.

В навечерие Рождества Христова служатся Царские часы и совершается Литургия святителя Василия Великого. Во время этого богослужения прочитываются восемь особых рождественских паремий – отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества.

У обычая вкушать пищу после первой звезды есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Тропарь предпразднства, глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но якоже красная палата вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак предпразднства, глас 3:

Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно:ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.

(114)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели