Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)

Зачем молиться, если Господь и так знает, что нам нужно, прежде нашего прошения? Как молитва влияет на нашу жизнь? Можно ли молиться своими словами и как побороть рассеянность?

Директор Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии, клирик храма преподобного Сергия Радонежского города Волгограда иерей Вячеслав Патрин отвечает на часто задаваемые вопросы о молитве.

Что значит молитва для верующего человека?

Молитва — это важная часть жизни христианина. Через нее мы учимся жить с Богом уже здесь, в земной жизни, ведь вечная жизнь – это непрестанное Богообщение. Конечно, тогда оно будет иным, от сердца к сердцу, но уже сейчас мы с вами можем и должны этому учиться в наших молитвах, этому общению с Богом.

Есть ли специальное время для молитвы?

Христианская традиция знает следующие времена для молитвы – утро и вечер. Но для нас важно не само время молитвы. Это связано с важными этапами нашей жизни, переходом в другое состояние: когда мы ложимся спать, когда просыпаемся, начинаем трудиться… Эти этапы важно соединять с молитвой.

Молитва требует настроя, как и сама наша жизнь требует от нас серьезного отношения. Начинать и заканчивать день молитвой означает прежде всего серьезное отношение к своей жизни, к самому себе, к Богу. В этот момент мы подготавливаем себя к трудам или ко сну. Разбивая таким образом свой день, мы регламентируем его — правила упорядочивают нашу жизнь. Когда мы просыпаемся и обращаемся к Богу, то настраиваем на день наш ум, нашу волю, наши чувства, а это очень важно.

Правильнее молиться по молитвослову или можно своими словами?

Как правило, православный христианин под молитвой понимает фиксированные по молитвослову или другим печатным источникам тексты. Бывает, скажешь кому-то помолиться, а он сразу думает, где бы взять текст? В нашей традиции нет практики молится своими словами. Под молитвой чаще всего мы подразумеваем нечто уже данное нам в качестве готовой формулы. В этом нет ничего плохого. Эти молитвы являются плодом жизни христианской Церкви. Хорошо, когда мы пользуемся этими молитвами – таким образом мы учимся у святых людей тому, как они мыслили, как молились.

Очень важно знать, что в конечном счете молиться нужно искренне. Не всегда получается молиться искренне текстами уже написанными. Поэтому в древней практике, например, египетской, монахи совмещали молитвы длинные, состоящие из псалмов, и короткие, которые они говорили от себя.

И сейчас у нас бывают ситуации, когда нам хочется сказать своими словами. Это важно практиковать. Нужно как можно чаще обращаться к Богу – и молитвами из молитвослова, псалмами, и своими искренними молитвами, которые идут от сердца.

Бывает трудно сосредоточиться на словах молитвы… Как с этим справиться?

Часто мы молимся рассеянно. Для нас, мирян, современных людей рассеянная молитва – это основная «форма молитвы». Очень редко у нас получается сосредоточиться по множеству причин. Нельзя сказать, что это связано только с грехом, часто – это отсутствие опыта. Чтобы внимательно молиться, необходимо к этому прилагать много сил. Само по себе внимание не появляется.

Молитва бывает нерассеянной, когда у нас появляются сложные ситуации, какая-то беда, потому что в это время все центры наши сознания сосредоточены на том, что нас беспокоит.  В этот момент мы забываем обо всем и молимся Богу. Но когда в нашей жизни все более-менее гладко, хорошо, у нас сразу возникает множество разных потребностей и желаний. Поэтому наше сознание, наше внимание начинает рассеиваться и сосредоточиться на молитве достаточно сложно.

Для этого существуют определенные практики. Прежде всего это молитвенное правило. Оно учит молиться не рассеянно. Если мы регулярно молимся, прилагаем усилия к тому, чтобы внимательно молиться, то со временем это дает свой плод.

Также очень важно чтение Священного Писания и святоотеческой литературы – это позволяет нам понять смысл молитв. Молитвы – не просто слова, они имеют глубокое содержание, смыслы, они написаны святыми людьми, которые молились Богу, любили Его, постигали. Мы конечно сможем понять смыслы молитв, если сами будем соответствовать образу мысли святых людей.

Поэтому, чтобы молиться не рассеянно, нам нужно вести определенный образ жизни, стараться избегать грехов, упражнять свой ум в чтении Святого Писания, святоотеческой литературы. Тогда наша молитва постепенно может стать более внимательной, что и является целью нашего молитвенного правила.

(104)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели