Церковная жизнь и как на нее настроиться

Сегодня многие люди снова приходят в храм. И, слава Богу, многие идут туда с чистым сердцем и добрыми намерениями. Причины у всех разные, у кого беда, у кого радость, кто просто от любопытства, а кто-то ищет особого смысла в жизни. Люди идут в храм, а попадают в целый мир. Мир для них непонятный, иногда странный, иногда чарующий. Но в любом случае реальность встречи превосходит ожидания. Для многих светских людей, ещё не знакомых близко с церковью, представления о ней складывается хаотично. Часто это рассказы друзей и близких, информация из СМИ, слухи, домыслы, сплетни… В итоге у человека складывается свой образ церкви и очень часто приходя в храм оказывается, что всё совсем не так. То свечки тут нельзя ставить, то стоять в этом месте нельзя, то нужно почему-то поклонится, а то наоборот стоять прямо и не шевелится. Оказывается, что многочисленные «бабки» и «целители», которые отправляют людей поставить определённое количество свечей в разных церквях не только не поощряются православием, но и прямо запрещены. Кроме того, в силу исторических обстоятельств в жизнь любого русского человека проникают события прямо или косвенно связанные с церковью. Крестины, поминки, похороны, Пасха, Рождество… Так или иначе приходится взаимодействовать с тем миром, который существует где-то рядом и живёт по своим собственным законам и правилам. В какой-то момент у человека складывается мнение, что можно лишь частично соприкасаться с духовным миром. Не пуская его целиком в свою жизнь. В конце концов, крестины или похороны бывают не так часто, можно и в храм сходить, можно даже на службе постоять. А если кто-то заболел надо забежать, свечку поставить, а те, кто поопытней ещё и записку закажут. На Пасху нужно освятить кулич и творог, а на Крещение Господне обязательно искупаться в проруби. Вот такие понятные сюжеты и составляют, в большинстве своём, религиозную жизнь нашего общества.

 Хорошо, когда человек понимает, что его знания не совершенны, и готов слушать и учится. Но бывает так, что человек приносит с собой своё представление о Церкви и навязывает его окружающим. Такой человек услышав массу возражений и критики в свой адрес уходит раздраженный и замыкается. Ему кажется, что люди в храме недостаточно продвинуты и образованы, что они не хотят принять его разумных доводов и живут в каком-то средневековье. Ну что это за формальности! Платки, юбки. Зачем нужно столько стоять, это же тяжело. Почему церковь заставляет постится? Неужели Богу есть дело до того что я ем? И многое, многое другое.

Действительно, церковная жизнь достаточно сложно устроена. Многое в ней берет свое начало из глубокой древности. И чтобы понять эту жизнь нужно иметь уважение к той традиции которую нам оставили наши предки. Самоуверенность современного человека, ощущение собственной исключительности заставляют многих через чур надеяться на свой разум. Церковь же наоборот, говорит, что человек слишком изменчивое существо. Часто поддаётся ослеплению грехом гордости и любви к себе, а потому нужно учится у предков. Нужно черпать мудрость у тех, кто достойно прожил свою жизнь. Опыт многих поколений запечатлён в церковных обрядах и песнопениях. В церковной живописи и книгах. Конечно, для того чтобы воспользоваться этим сокровищем нужен труд и время, а современный стиль жизни подразумевает получение мгновенного результата с минимальными усилиями. Это создаёт дополнительные трудности. Обыватели упростили образ Церкви до социально-религиозного института. Этому значительно содействовало советское образование и воспитание. Многим поколениям людей говорили, что Церковь это такая же сфера услуг. И приходя в храм человек пытается получить эти услуги. Но все гораздо сложнее. Церковь — это семья. Это люди, которые поверили Богу и решили начать менять свою жизнь. Конечно не всё сразу получается, ведь не зря говорят, что самый тяжелый труд – это изменить самого себя. Посты, молитвы, церковные обряды, всё это наполнено глубоким смыслом для сердца верующего человека. Всё имеет своё место в иерархии духовных ценностей. И каждый обряд лишь часть общей системы, только верхушка айсберга. Кроме того, никакой обряд не может заменить сердечную веру в Бога, а без этого не может быть верующего человека.

Мы надеемся в ближайших выпусках поговорить о некоторых явлениях церковной жизни. Зачем нужны посты? Как нужно молится в храме и дома? Что значит православная семья? И многое другое. Конечно формат журнала не позволит ответить на все возможные вопросы, но позволит прояснить некоторые моменты. Кроме того, нельзя стать верующим человеком по книжкам, для этого нужно начать менять свою жизнь. Необходимо пойти в храм и познакомится с батюшкой, поговорить с ним и задать ему все свои вопросы.

Надеюсь, что эти короткие заметки помогут вам разобраться в том, как устроен мир православного христианина.

Священник Сергий Савенков

Опубликовано в журнале «Умка» № 104 (март 2016г.)

(86)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели