В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре ожидают канонизации известной в истории обители настоятельницы — игуменьи Арсении

Источник: Русская планета

«Это было бы событием вселенского масштаба»

111115_volgograd_monostir_620

Внутреннее убранство храма Казанской Божией Матери. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре ожидают канонизации известной в истории обители настоятельницы — игуменьи Арсении

Игуменья Арсения возглавляла Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь во второй половине XIX – начале XX века и кроме уникальных храмов, выстроенных в этот период, оставила бесценное духовное наследие. Все документы для прославления игуменьи Арсении в лике святых уже отправлены в Священный синод РПЦ. Как шла подготовка к этому событию и чем живет обитель сегодня, выяснила корреспондент «Русской планеты».

На пути к прославлению

Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игуменьи — Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года, — так легче было получить необходимые документальные свидетельства. Для этого был создан специальный электронный адрес chudesaobiteli@yandex.ru, который действует и сейчас.

– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, — рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. — Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления.

Один из таких случаев, представленных на рассмотрение комиссии по канонизации, — история Елены Ончуп из Волгограда. В легких девушки образовались камни, удалить которые можно было только путем сложной операции. Врачи пытались лечить безоперативно, но улучшений не было. После нескольких посещений монастыря, молитв у Камня покаяния, принадлежавшего игуменье Арсении, доктора обследовали Елену и с удивлением обнаружили, что легкие совершенно чистые.

– Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, — говорит матушка Онуфрия. — И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.

Камень Покаяния, у которого матушка Арсения проводила в молитвах целые ночи. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Фото: Камень покаяния, у которого матушка Арсения проводила в молитвах целые ночи. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.

– Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все благополучно, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.

В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцеления и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями.

Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области: в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала.

Наследие игуменьи Арсении

Игуменья Арсения, в миру Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.

Со времен матушки Арсении, в свое время уважаемой далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии, до наших дней дошел уникальный исторический памятник, восстановленный в период новейшей истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. По сути это трехуровневый храмовый комплекс. Верхний уровень — храм Казанской иконы Божией Матери, который возводился при игуменье Арсении с 1875 по 1885 год и чудом уцелел во время ожесточенных боев Великой Отечественной войны на берегу Дона.

Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Фото: Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, электростанция, склад зерна и пионерлагерь. Все это время храм оставался заброшенным, а уникальные колонны из итальянского мрамора, доставленные в XIX веке из Италии, были осквернены надписями. Во время реставрации их почистили, но царапины и следы въевшейся краски видны и сегодня. Сейчас в светлом и просторном храме, вновь освященном в сентябре 2012 года, проходят праздничные богослужения.

Прямо под Казанским собором находится храм преподобного Арсения Великого 1888 года постройки, восстановленный в 2002 году. Он расположен в цокольном этаже здания и почти не имеет естественного освещения, в полумраке здесь проходят постовые службы. Именно в этом храме находился склеп игуменьи Арсении, когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась от дизентерии на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского.

По свидетельству сестер разоренного монастыря, работники электростанции, которая располагалась здесь с 1936 года, хотели разграбить могилу игуменьи. Известно, что она была похоронена со всеми реликвиями, среди них были кресты с драгоценными украшениями: от императора — за вклад в развитие монастыря, а также преподнесенный послушницами по случаю 35-летнего юбилея управления обителью. Но рабочим не удалось исполнить свои намерения, а мощи игуменьи забрали и укрыли монахини, жившие в то время в городе Серафимовиче. Последняя из свидетельниц тех событий скончалась в 1981 году. Где теперь находятся мощи матушки Арсении, неизвестно. Несколько раз насельницы современной обители пытались разыскать ее захоронение на территории монастыря, но все они оказались безуспешными.

– Мы все этого момента ждем, когда чудом Божиим матушка Арсения себя откроет, но, видимо, еще не время, — делится сестра Онуфрия. — Матушка Георгия нам говорит, что мы еще не готовы, что мы должны еще над собой поработать. Для нас это было бы, конечно, событием вселенского масштаба.

Из нижнего храма открывается путь в пещеры, вырытые под землей игуменьей Арсенией вместе с другими монахинями по образцу Киево-Печерских. Их протяженность 365 м, стены, пол и потолок зацементированы, температура под землей и летом, и зимой около +8 градусов. По замыслу игуменьи, пещеры символизируют путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы.

– В духовном плане пещеры — это сердце обители, — говорит матушка Онуфрия. — Сначала были восстановлены пещеры, потом нижний храм, потом верхний. В 90-е годы, когда монастырь стал возрождаться, в то время он был еще мужским, отсюда несколько КАМАЗов мусора вывезли. В советские годы пионеры в подземелье играли в казаки-разбойники, а место святое, и они тут терялись, выйти не могли, всякое было. Сейчас часть пещер закрыта для посетителей — речь о тех ходах, которые уже без матушки Арсении копали сестры.

– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, — рассказывает сестра Онуфрия. — Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря — по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры. По свидетельству сестер разоренного при советской власти монастыря, во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица.

Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как Высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела. В наше время в нем, хоть и редко, но совершаются богослужения, говорит монахиня Онуфрия:

– Особенно зимой, когда нас снежком посильнее засыплет, потому что, если все желающие спустятся на службу в пещеры, нам там просто дышать нечем будет. Как-то лет пять назад 31 декабря мы служили всенощную, переходящую в литургию, выходим на улицу, а там — петарды, салюты, все как обычно у нас на Новый год, а под землей даже ощущение времени теряется.

«Люди едут не только за исцелением»

В современном келейном корпусе сегодня живут почти 50 сестер, каждая из которых несет свои послушания. Каждый день строго распределен между трудом и молитвой. Монахини работают в коровнике, на молочной кухне, в монастырской лавке, на трапезе, занимаются рукоделием, летом ухаживают за садом и огородом, варят целебную мазь на основе пчелиного воска и оливкового масла по старинному рецепту, доставшемуся сестрам от схимонахини Ардалионы (названной так в честь духовной матери игуменьи Арсении), почившей в монастыре в 2009 году.

На территории монастыря кроме Казанского храма имеются еще два — современной постройки. В 2014 году освящена церковь Преображения Господня в 33 купола, схожая архитектурой с храмом Преображения в Кижах.

Храм Преображения в Усть-Медведицком монастыре. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Фото: Храм Преображения в Усть-Медведицком монастыре. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Летом 2015 года освятили небольшой храм в честь Святителя Николая, расположенный на втором этаже надвратной колокольни. В прошлом году поставили часовню-сруб в честь преподобного Серафима Саровского, которого почитала матушка Арсения.

Строится гостиница для паломников, так как существующий дом, где останавливаются путники, уже не вмещает всех желающих. На экскурсии по праздникам набирается до 300 человек в день, люди едут и в выходные, и в будние дни.

– Как давно оживился интерес паломников к монастырю? —спрашиваю матушку Онуфрию.

– В последние 3-4 года интерес заметно возрос. В основном это жители Волгоградской и соседних областей, но бывают и издалека — из Москвы, Петербурга, Сочи, Пятигорска. Причем люди едут не только за исцелением, но и ищут смысла жизни, благодатной помощи, обращаются за советом, что почитать. Многие приезжают на автобусах, хотят остановиться с ночевкой. Гостиница и питание у нас платные, но тех, кто хочет пожить несколько дней и помочь монастырю в хозяйственных делах, мы селим и кормим бесплатно.

– Сейчас часто рассказывают, как монастыри по России всерьез занялись производством сыра.

– Мы сыр делаем в основном постом — Рождественским или Великим, когда молока много накапливается. Излишки, бывает, продаем или на гостинец матушка дает для благодетелей и помощников. А недавно родились поросята — мы их называем пятнадцатирняшки (смеется), но всех нам не вырастить, нужно строить новый сарай, поэтому пришлось повесить объявление о продаже.

– Проникают ли в ваш быт современные технологии, интернет, и разрешают ли монахиням смотреть телевизор, например?

– У кого есть на это благословение и послушание с этим связано, тот может иметь дело с интернетом. Например, с Епархией мы общаемся сейчас по электронной почте. А насчет телевизора, — конечно, нет — не положено. Да и времени не хватает порой на то, что хорошо бы в течение дня читать монахам — Евангелие, Псалтирь, послушания много времени занимают. Хотя важную информацию о том, что в мире происходит, мы получаем. Вот о падении самолета, летевшего из Египта, мы знаем, столько людей погибло…

– Можно ли сказать, что в такое время, когда вокруг происходит столько крупных бедствий и личных трагедий, люди чаще начинаются задумываться о смысле жизни, искать Бога?

– Нет, такой закономерности нельзя вывести. Но ниточка к спасению появляется, когда человек этого взыщет сам. Бог открывается человеку только так, как человек его поймет и вместит, это уникальный случай для каждого. Хотя более благоприятного момента для духовной работы над собой, чем сейчас, в истории человечества вообще не было. Храмы возрождаются, нет никаких запретов и гонений на верующих, кругом достаточно литературы. Все зависит от приоритетов, которые мы для себя определяем.

– В монастырь могут принять любого, кто созрел для этого духовно?

– Да, но человек должен понять и определить для себя, что его путь только такой — с Богом до конца жизни. Если кто-то стремится к монашеству просто потому, что ему жить негде, он обычно не выдерживает, тут ведь еще существуют духовные испытания. Сейчас раньше 30-ти лет в монахи не постригают, но до этого ведь надо потрудиться в монастыре, стать послушницей. Бывает, и в мир возвращаются, и это всегда личная трагедия, значит еще не утвердился, не нашел себя человек.

(812)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели