«Где сокровище, там и сердце…» игумен Владимир (Перевертайло)

Проповедь игумена Владимира (Перевертайло),

духовника Волгоградской епархии и Свято-Духова монастыря,

настоятеля прихода преп. Силуана Афонского

14 декабря 2013 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мои дорогие братья и сёстры! Восхитительное Евангелие сегодня: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32),или: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34),или: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12:40). А это пришествие Сына Человеческого для каждого из нас наступает тогда, когда приходит наш час преставиться от земной жизни и перейти в жизнь иную. Это серьезный момент в жизни каждого человека, поэтому у нас с вами и разговор серьёзный.

Двадцать лет я служу, двадцать лет существует школа. Школа неплохая и люди были неплохие. Но я заметил, что вокруг меня собирались люди по тому или иному признаку. Например: музыканты, театралы, педагоги, семьи. Если бы я ещё умел пироги печь, может быть, были бы и пекари, если бы я банкиром был, может быть, банкиры вокруг меня бы собирались, если бы я врач был, может быть, и врачей бы собрал.

Но что тогда получается? Тогда получается, что Церковь – это кружок банкиров, кружок врачей, кружок театралов, или даже кружок родителей с детьми. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34).То, что люди приходили в Церковь, это хорошо; я не говорю, что это плохо. И музыканты приходят в Церковь, и театралы, и врачи, и родители с детьми. И хорошо, что все приходят в Церковь – и банкиры приходят, и бизнесмены. Но в чем их сокровище? Что для них самое ценное, когда они приходят в Церковь: то, что они привыкли делать, то, что они любят, в конечном счёте, чем они в жизни занимаются; или же Христос Господь Спаситель наш и Дух Его Святый животворящий? А где Дух, где Сын, там и Отец небесный. К сожалению, оказывалось, что сокровище наше или в искусстве, или в педагогике, или в детях, которых надо воспитать. Но почему-то всегда было на первом плане воспитание их для этой жизни – успешными, благополучными, довольными. Что же касается реальности Христа, реальности Духа Святаго, то это отодвигалось на второй план; а когда это выходило на первый план, в частности с моим перерождением, с моим преображением, моим движением, в конечном счете, с моим покаянием, то оказывалось, что те, кому дорого было то, что они делали, что действительно было их сокровище – они от меня отходили и благополучно сейчас существуют, благополучно и  благочестиво.

У меня церковная семья маленькая и совсем не благополучная, у меня малое стадо. Ну посмотрите – куда  ни ткни, везде прореха; куда ни кинь, везде клин, что ни человек, то проблема. Вокруг меня собираются люди с проблемами, но я надеюсь, что это люди, которые сокровищем возымели Христа. И видят путь к этому сокровищу как путь покаяния, потому что реальность Христа – это гораздо реальнее реальности искусства или бизнеса, или реальности нашего ребёнка, дитяти нежного и трепетного, которое на руках у нас сидит. Реальность Христа гораздо реальнее всех реальностей. Если эту реальность положить в основание жизни нашей, поставить в центре жизни нашей, всё будет уместно тогда, всё будет на своих местах, всё что дал нам Господь. А мы лишь приставники к этому дару, мы хранители, возделыватели этого дара.

     Когда происходит перемена акцентов и оказывается, что самое дорогое  – это земное, временное, суетное, преходящее, тогда места для Христа нет, его просто нет. Тогда жизнь наша становится потреблением. Мы приходим в храм, чтобы потребить, взять свое, взять для себя: для своего бизнеса, для своих деток, для своего искусства, для своей души, в конечном счёте, для своего здоровья. Мы берём то, что нужно нам. Мне нужно, Господи, дай мне! И Господь даёт: бери, сколько ты возьмешь, столько и бери, а сама личность Христа остаётся за кадром нашей жизни, к сожалению. И мы стоим как потребители, и остаёмся без плода. Читаем: «Плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых несть закона» (Гал.5:22-23).

У нас нет ничего, мы без плода, потому что мы пришли со своим и пришли за своим. Поэтому Божие, Христово не вмещается в нас; не вмещается ни мир Его, ни радость, ни любовь, ни долготерпение, ничто Его не вмещается в нас, потому что нет личной встречи с Господом Спасителем нашим. Я долго думал, как же произойдёт встреча с Ним? Ну как? На дороге в Дамаск, что ли, встретит нас Христос как апостола Павла? Или на другом конце стола встанет, когда мы будем, как когда-то Андрей Блум подростком, читать Евангелие от Марка, с намерением уничтожить Христа и христианство? Тут является Христос, и переворачивается жизнь Андрея Блума, он становится потом митрополитом Антонием Сурожским. Что же с нами должно произойти? А потом я понял, вообще ничего сложного нет. Не надо таких потрясений, не надо чего-то необычного, но надо просто жить не для себя, надо попытаться отказаться от жизни для себя, попытаться начать жить для другого; выйти из себя навстречу другому, тогда мы встретим Христа – это наш путь в Дамаск, это наша дорога, на которой нас встретит Христос. Может быть, скажет нам: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 4-5).

Может быть, произойдет такое, оно обязательно произойдёт, когда мы не будем искать своего, будем искать Божьего. Когда мы забудем себя и будем помнить Бога и ближнего своего. Когда первой нашей мыслью будет, что Бог – Христос Спаситель, и ближний – наш брат и сестра, а потом уже мы на последнем месте, на третьем месте будем для Бога и для ближнего своего. Вот если так тренироваться, так себя настраивать, так усиливать себя, просить помощи Божией со смирением, то будет так. Я знаю, что так есть, потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Аминь.

(50)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели