Интервью с редактором православного молодежного портала ПМД74 Кириллом Белоусовым

Секретарь Отдела молодежного служения Волгоградской епархии Мария Карчагина подготовила для нашего издания интервью о молодежной работе в Челябинской епархии, где с конца 2015 года действует один из первых координационных центров Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, а также проходит масса мероприятий международного и межрегионального масштаба. На вопросы нашего журналиста согласился ответить пресс-секретарь Молодежного совета Челябинской епархии, редактор православного молодежного портала ПМД74 Кирилл Сергеевич Белоусов.

— Христос воскресе!

Воистину воскресе!

— Расскажите о себе. Сколько Вам лет? Кто Вы по профессии? Как давно Вы пришли в храм?

Мне 24 года. Я женат. Вместе с супругой мы воспитываем дочь. По роду занятий я журналист. Я работал внештатным корреспондентом в СМИ нашего региона, начиная с 17 лет. С моими первыми учителями по журналистике меня познакомил директор воскресной школы челябинского храма во имя иконы Божией Матери “Нечаянная радость” Евгений Романов. В основном, я специализировался на социальной, краеведческой, культурной и православной тематике. Несколько позже мне удалось постажироваться в пресс-службе епархии. Там я познакомился с монахиней Феодосией Новгородцевой, которая как филолог, практикующий журналист и пресс-секретарь епархии дала мне некоторые представления о стиле, жанрах и специфике православной журналистики. С самого начала моей работы в этой сфере происходило мое воцерковление — ведь я покрестился именно в самом конце школы. После оглашения и принятия таинства крещения я поступил в воскресную школу. А завершилось мое воцерковление в период обучения в Челябинском духовном училище. Сейчас я учусь на теологии в Южно-Уральском государственном университете.

— Как давно вы занимаетесь молодежной работой?

— Учиться тому, как работать с молодежью, я начал как рядовой активист челябинского православного молодежного объединения “Георгиевцы” в 2010-ом году. Мне хотелось обрести в этой организации общину, начать общаться на духовные темы со сверстниками, установить контакт с духовником. На наши собрания ходило около десятка человек, с большинством из которых я до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Но костяк этого объединения вскоре распался: ребята нашли себя на приходских послушаниях, а некоторые из них изначально и имели, и приходили только для того, чтобы помочь молодежи организоваться. Именно в этом объединении я научился модерировать тематические обсуждения. В то время мы обсуждали темы, связанные с видами молодежного служения, а также православным вероучением,  Священным Писанием, инославием, иноверием и сектами. Запомнилась и пара киноклубов — с обсуждением фильмов Глеба Панфилова “Романовы. Венценосная семья” (2000) и Андрея Тарковского “Андрей Рублев” (1966). Конечно же, у нас были и соборные молитвы в храме вкликомученика Георгия Победоносца, и паломнические поездки в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, и приходской ремонт в административном корпусе, и высадка деревьев в центре города — на Алом поле, у Александро-Невского храма, который должны были в скором времени вернуть Челябинской епархии.

— Как так случилось, что Вы стали заниматься именно церковным служением?

— Если говорить о вовлечении в церковное служение, то у меня оно произошло именно через журналистику. Уже после пробы себя в профессии я задумался о том, что в мирских изданиях православный журналист мало чего может добиться, утонув в чрезмерных упрощениях подбора тем и изъяснения духовных смыслов. Конечно же, мне более всего хотелось обрести смысл жизни в служении своим единоверцам. Поэтому я задумался о духовном образовании — сначала для качественного улучшения моих журналистских материалов, а потом — собственно ради получения определенных знаний по религиозны дисциплинам. Получение диплома духовного училища окончательно и прочно связало меня с православной журналистской и молодежной работой. Благодарю тех, кто меня направил на этот путь — протоиерея Михаила Горбунова и протоиерея Ярослава Иванова. Незадолго до поступления в училище я начал проводить евангельские и тематические беседы с православной молодежью в челябинском ПМО ”Держись!” (их количество еще можно было по пальцам пересчитать). А после его окончания, немного поработав в паломническом отделе Челябинской епархии, я начал проводить подобную работу в миасском ПМО “Твердый знак” вместе с его координатором Николаем Карачевым. Затем я вернулся в Челябинск для того, чтобы, по благословению руководителя Отдела по делам молодежи Челябинской епархии протоиерея Ярослава Иванова, работать над новым православным молодежным порталом ПМД74.

— С удивлением для себя я обнаружила, что в Челябинской епархии столь активно продвигаются молодежные церковные проекты. Как Вам кажется, связано ли это с тем, что Церковь и государственная власть нашли плоскость взаимодействия?

— Мне кажется, что, прежде всего, столь успешное продвижение молодежных проектов — это заслуга духовенства и молодежных лидеров, которые активно занимаются молодежной работой. Среди этих проектов “Международная трезвенная школа-слет “Увильды”, одноименный молодежный форум, детско-юношеский лагерь “Наследник”, “Миссионерский крестный ход”, исторические балы, пролайф-агитация, а также воспринятые из Екатеринбурга интеллектуальные игры “Познай истину”. Роль государственной поддержки при их реализации отнюдь не определяющая. Другое дело — проект развития Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви в Уральском федеральном округе. Этот орган возглавляет председатель Челябинской городской молодежной палаты Артем Анисин. Это сочетание должностей дает уникальные возможности для церковно-государственного партнерства. Благодаря Артему Альбертовичу, представители православной молодежи ежегодно участвуют в российской форумной кампании — они преимущественно едут на молодежный форум нашего федерального округа “УТРО”. Также наши ребята участвуют в спортивных мероприятиях, праздничных акциях и активном общественном движении по исторической реконструкции различных эпохальных сражений и классических танцев. Так что плоскость для взаимодействия у Церкви и государства безусловно есть. Но сегодня их молодежная политика вполне самодостаточна. И у той, и у другой стороны.

— Скажите, пожалуйста. Кто был у истоков молодежной работы в епархии?

— Епархиальный отдел по работе с молодежью был учрежден в 2000 году по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова (Тывонюка). Возглавил его протоиерей Игорь Шестаков, ныне секретарь Челябинской епархии. 25 февраля 2008 года по инициативе представителей приходских молодежных обществ был создан Совет православных молодежных объединений Челябинской области. Могу выделить среди его основателей двоих молодых людей — Олега Бушуева и Владимира Панарина, которые стали священнослужителями. В декабре 2013 года руководителем отдела по делам молодежи был назначен протоиерей Ярослав Иванов, духовник крупнейшего в Челябинской митрополии ПМО “Держись!”. Также отмечу, что молодежные лидеры 2000-2013 годов активно участвовали в деятельности светских молодежных организаций и палат при представительных органах власти.

— Можете назвать наиболее активные движения? Как Вы думаете, чем обеспечен их успех?

— Я уже несколько раз упоминал челябинское ПМО “Держись!”. Сегодня оно функционирует при храме преподобного Сергия Радонежского и Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Его актив участвует в организации всех епархиальных молодежных мероприятий. “Держись” — это одно из первых движений, которое обкатало методики проведения евангельских чтений, Дней единых действий, различных интеллектуальных игр и исторических балов. Сильные стороны этого общества: расположение обоих его отделений в центре митрополии, сплоченность актива, готовность к партнерству со светскими организациями и открытость для всех вновь приходящих. Также активное участие в совместном служении принимает молодежь Карабаша (ПМО “Труба”) и Чебаркуля (ПМЦ “Преображение”). В обоих городах развивается направление евангельских чтений. В Карабаше храм является одной из немногих точек притяжения интеллектуальной молодежи. Эти ребята готовы непредвзято воспринимать все новое и адаптировать это на своей почве.А чебаркульцы особенно сильны миссионерским потенциалом своего подростково-молодежного киноклуба и творческой активностью. Также в свое время большой положительный резонанс вызывала деятельность челябинского православного миссионерского клуба “Глас” под руководством известного российского миссионера протоиерея Димитрия Алферова. Весьма интересен был и опыт межприходского миасского объединения “Твердый знак”, основанного на опыте Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. В заключение отмечу то, что клуб “Глас” после утраты своего духовника занят внутренним развитием, а на базе “Твердого знака” образовано несколько молодежных организаций. В заключение скажу, что только в одном Челябинске активно работают четыре молодежных объединения. Помимо двух филиалов общества “Держись!”, это ПМО “Дельта” при Свято-Троицом храме, а также Братство православных следопытов.

— Меня особенно заинтересовала конференция, прошедшая у вас в педагогическом университете, посвященная теме православных детско-юношеских лагерей. Расскажите поподробнее о ней.

— Эта конференция прошла в рамках Областных Рождественских чтений. Именно на ней родилась идея Школы православного вожатого, которая реализуется уже второй год. Также, благодаря этому опыту, было проведено плодотворное епархиальное совещание по вопросу летнего отдыха детей. Выпускники Вожатской школы смогут быть рядовыми вожатыми и их помощниками в православных лагерях нашего региона. А что касается самой конференции, — замечательно, что некоторые представители молодежи приняли в ней участие в качестве лекторов. Через это многие ребята из Челябинска и области вдохновились идеей вожатства.

— Насколько ваше сотрудничество  с другими светскими учреждениями и вузами города плодотворно?

— В ЮУрГУ на историческом факультете открыто направление теологии. У него пока только один профиль — “Православная культура”. Студентам преподают представители духовенства и православного преподавательского сообщества. Интересно, что среди обучающихся немало священнослужителей, епархиальных и приходских работников. В Челябинском государственном институте культуры ежегодно проходит “Славянский собор” (научно-практическая конференция вкупе с циклом кирилло-мефодиевских мероприятий). Различные научные конференции, на которые приглашают церковных представителей, также регулярно проходят в Челябинском государственном университете. В их работе всегда принимают участия представители областного министерства образования и светских молодежных организаций. Также в учреждениях культуры города и области православные верующие регулярно организовывают праздничные фестивали, концерты и спектакли.

— Конечно же, не могу обойти своим вниманием тему информационного сопровождения молодежной работы. Хотелось бы выразить свое уважение к Вашей деятельности. На портале ПМД74 и в группах молодежных объединений в социальных сетях очень много живого материала. Расскажите, кто занимался разработкой концепции работы в этой сфере?

— Первые православные молодежные группы в социальной сети “ВКонтакте” открывали челябинцы Ярослав Булдашов, Кирилл Рубцов, Владимир Панарин и миасец Николай Карачев. Кирилл, Владимир и Николай до сих пор остаются в контакте с молодежным движением. Наше присутствие в соцсетях стартовало где-то в районе 2009 года. С самого начала ребят из Челябинска и области , в том числе и пишущих от имени молодежек, окормляли первый руководитель епархиального молодежного отдела протоиерей Игорь Шестаков, настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко, духовник ПМО “Держись” протоиерей Ярослав Иванов и духовник трезвенного движения иерей Александр Невзоров. В то же время в Миассе молодежным движением занимался иерей Иоанн Федотов. Сегодня в “челябинском православном Интернете” также стала заметна роль иерея Дионисия Кадомцева, который является духовником и администратором сообщества соборного отделения “Держись!”. Касаемо же создания портала православного молодежного движения Южного Урала (ПМД74) — это целиком и полностью заслуга протоиерея Ярослава Иванова и администратора Анатолия Фурсова. Отец Ярослав и Анатолий вместе с участниками молодежных встреч разработали концепцию позиционирования ПМД74 в Сети, а также дизайн и рубрикацию портала. Важно отметить то, что сейчас мы смогли подняться на уровень выше — от простого размещения анонсов и новостей. На портале запущены разделы методических материалов, интервью, публикаций, а также оформляется раздел “Молодежь в регионах России”.

— В 2016 году пройдет такое интересное событие как “VIII международный трезвенный слет “Увильды”. Кого собирает лагерь и какую цель преследует?

— Этот слет традиционно собирает православную молодежь со всех регионов России. На него иногда даже приезжают делегации из стран ближнего зарубежья. На берег озера Увильды съезжаются не только представители трезвенного движения страны, но и представители православных и светских молодежных объединений, церковные миссионеры, писатели и журналисты. Его цель — это воцерковление молодежи и приобщение к традиционным семейным и культурно-историческим ценностям. Этим летом слет будет проводиться в период с 1 по 7 июля. Между прочим, именно из этого слета вырос молодежный форум, который пройдет в этом году с 7 по 10 июля (к слову, это уже второй по счету форум). Целью форума является также объединение молодежи на основе православной веры, любви к Родине и традиционных семейных ценностей. Но этот форум — мероприятие актива нашего движения, а также контактная площадка для взаимодействия с невоцерковленной молодежью.

— Вопрос немного риторический. Каким Вам видится оптимальный в современных условиях образ проповеди? Как сказать современному молодому человеку о Христе, если он далек от Церкви?

Оптимальная проповедь — это живой разговор с молодежью на ее языке. Вспомним апостолов — как Павел из Тарса говорил с эллинами в Ареопаге (Деян.17:15-34). Он находил положительные стороны в их мировоззрении, проповедуя им Христа Распятого и Воскресшего. При этом он ни в коем случае не приспособлял свою веру к веку сему и ее светскому восприятию. Так нужно поступать и современному православному миссионеру. Можно проводить творческие встречи с молодежью, внедряя в них православный компонент. Можно организовать беседы в неформальной обстановке. А можно после этого и перейти к евангельским беседам, тематическим собраниям, посвященным догматам нашей веры и основным таинствам и праздникам Церкви. Конечно же, здесь не должно быть навязчивости и назидательности. Молодого человека проще обратить через пример личной веры, а также через нешаблонный рассказ о евангельской и святоотеческой святости.

— И последний вопрос. Какие перспективы развития молодежной работы в Челябинской епархии сейчас заметны?

— Среди относительно новых перспективных начинаний можно выделить направления миссионерских крестных ходов, проводимых при активном участии молодежи, а также участие представителей православной молодежи в государственной форумной кампании лета-осени 2016 года. Также после февральской молодежной конференции в епархии активизировалось направление молодежных библейских чтений. Только я могу вспомнить шесть активных групп по изучению Священного Писания из Челябинска, Миасса, Чебаркуля и Карабаша. Также мы надеемся на укрепление конструктивного взаимодействия с молодежными палатами малых городов, столицы Южного Урала  и области.

Беседовала Мария Карчагина

Иллюстрации из личного архива Кирилла Белоусова и православного молодежного движения Южного Урала

 

(409)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели