Как были устроены медицина и благотворительность в Византийской империи

Оригинал:  http://www.miloserdie.ru/articles/kak-byli-ustroeny-medicina-i-blagotvoritelnost-v-vizantijskoj-imperii

Игорь ЛУНЕВ

Дата публикации: 05.01.201

Практически любая проблема, привлекающая сегодня внимание частных благотворителей, в масштабе страны может решаться только на государственном уровне. Да и для благотворительности, как таковой, надлежащие условия должна создавать именно государственная власть. Рассуждая об отношении государства или общества к людям, нуждающимся в особой заботе, мы, как правило, сравниваем современную Россию с современными Европой и США. Но и в прошлом можно найти немало образцов для подражания. 

Ни одно человеческое общество, и уж тем более ни одно государство в этом мире не может быть названо идеальным. Византийская империя здесь не исключение. Однако Византия на протяжении нескольких веков была наиболее последовательной попыткой построить именно христианское государство. Благотворительность в Византии стала темой особого исследования кандидата философских наук, доцента Санкт-Петербургской духовной академии, клирика храма Преображения Господня в Лесном (СПб) священника Игоря Иванова.

iivanov

— Из каких источников мы можем узнать о том, как обстояло дело с благотворительностью в Византийской империи? 
— Тема византийской благотворительности и медицины довольно-таки хорошо изучена за рубежом. Например, этим вопросам посвящены труды известного американского ученого протопресвитера Димитрия Константелоса – Byzantine Philanthropy and Social Welfare («Византийская благотворительность и социальное обеспечение») и Poverty, Society and Philanthropy in the Late Medieval Greek World («Проблемы бедности, общество и благотворительность в позднесредневековом греческом мире»), а также Т. Миллера – The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire («Зарождение больниц в Византийской империи») и The Orphans of Byzantium. Child welfare in the Christian Empire («Сироты Византии. Попечение о детях в христианской империи»). Что касается русскоязычной литературы, можно отметить только то, что средневековой византийской медицине уделяется некоторое внимание в двухтомном труде Т.С. Сорокиной «История медицины».

— Когда вы говорите о Византии, она начинает представляться чуть ли не образцовым социумом. Не идеализируете ли вы ее? Ведь даже зная историю очень поверхностно, можно увидеть, что все было далеко не так хорошо. 
— Византия как преемница традиций греко-римского эллинизма была государством правовым и социальным. Христианство еще более углубило эту социальную ответственность в обществе. В Византии, в эпоху первого христианского государства, мы видим не только продолжение эллинской медицины, но и ее усовершенствование. Здесь применяется высокоразвитая фармакология, излечиваются инфекционные заболевания, совершаются операции самого разного вида. Но самым большим достижением этого времени было применение медицины в широком общественном спектре – в соответствии с христианским идеалом попечения о нуждающихся создаются приюты для сирот и вдов, госпитали для бездомных и нищих, больницы для прокаженных и немощных. Приведем их названия: nosocomium – для больных, brephotrophium – для подкидышей, orphanotrophium – для сирот, ptochium – для неимущих и немощных, gerontochium – для стариков, xenodochium – для бедных и больных паломников. Отметим, что странноприимница имелась в каждом монастыре, а если учесть, что, например, по свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143–1180) достигало 14 000, картина получается внушительная.

Вместе с тем византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей, как мужчин, так и женщин. Наказания предусматривались самые разные. Все зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, и от квалификации врача. Вина врача определялась судебной медициной. Наказания были самые разные: от простого штрафа до частичной или полной конфискации имущества. Применялось и публичное осуждение аморального поступка врача. Это проходило так: врача водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики. Еще один вид наказания — пожизненные принудительные работы на рудниках. В самых редких случаях врача могли приговорить к смерти.

— Нам легче понять какие-то аспекты жизни византийцев, сравнивая их с современной ситуацией… 
— Византия была централизованным, бюрократическим государством с монетарной экономикой и весьма отлаженной фискальной системой. По своему устройству такой тип государства во всем средневековье ближе всего к государствам Нового времени. Социальное попечение – норма для высокоразвитого государства. Законодательный сборник императора Юстиниана под названием «Новеллы» (то есть «Новые законы») говорит о приоритете благотворительности и народного блага, что выражается, прежде всего, в заботе о наиболее слабых элементах. Так 74-я новелла говорит о служении людям, как о задаче императорской власти, новелла 77-я говорит о том, что заботу императора составляет благоденствие вверенных ему людей. В новеллах 80-й, 85-й, 148-й читаем об ограждении подданных от всякого вреда и о доставлении им всякого блага, как о задачах, лежащих на государственной власти. Таким образом, в основу деятельности государственной власти кладется промышление о подданных (pronoia). Новелла 81-я говорит, что забота эта имеет своим предметом общую пользу и благоденствие государства.

— Каково было в Византии отношение к инвалидам? О них заботилось государство? Или это было исключительно делом их родственников и частных благотворителей?
— Еще в Древнем Риме были, как бы сейчас сказали, реабилитационные центры для раненых и больных воинов и рабов. Византия унаследовала и эту античную традицию.

— Как воспитывались дети-сироты? 
— Дети-сироты воспитывались на попечении опекуна до их совершеннолетия. Опекун назначался из ближайших родственников. За неимением опекуна сироты воспитывались, как было сказано выше, в благотворительных домах для сирот.

— Была ли массовым явлением бездомность? Если человек оказывался без крыши над головой, оказывалась ли ему какая-то помощь от государства или от тех, кому государство эти обязанности или полномочия делегировало? Помогало ли общество человеку, попавшему в такую ситуацию, вернуться к нормальной жизни? 
— Миграция была обычным явлением в эпоху великого переселения народов. Любой человек мог стать ромеем, то есть римским гражданином, если он владел греческим языком, становился подданным императора и был христианином. Но гражданин должен был жить в определенном месте, заниматься определенным делом и платить определенные налоги – в таком случае государство гарантировало ему свое попечение. Бездомным же он становился, когда бросал свое дело и место жительства и убегал в другую местность. Порой, это было связано с нежеланием или невозможностью платить налоги.

Приведу такой пример: в Византии был особый чиновник – квезитор (quaesitor) – в ранге спектабиля, обязанностью которого было следить за прибывающими в столицу людьми. Должность была учреждена императором Юстинианом после восстания «Ника». Подчиненным квезитора надлежало наводить обо всех них точные справки и способствовать скорейшему разрешению их дел, с тем, чтобы побыстрее выпроводить их из города. Прибывших из провинции и ничем не занятых лиц квезитор водворял на их прежнее место жительства. Не имеющих определенных занятий жителей города квезитор должен был направлять на общественные работы, например, в пекарни или к садовникам.

— Преследовали ли в Византии за бродяжничество? 
— Был еще такой чиновник – квестор (quaestor) – «изыскатель», один из высших судебных чиновников в византийское время, обладавший также нотариальными функциями. Квестор рассматривал дела «праздношатающихся» в столице, разбирал земельные тяжбы, заверял завещания константинопольских граждан.

— Как относились в Византии к многодетным семьям? Многодетность была нормой? Или редким явлением? 
— Многодетность была нормой. Характерен такой пример попечения о роженицах: по инициативе святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, было построено семь родильных домов в его епархиях.

byzant

— Медицина для бедных – как решалась эта проблема в византийском обществе? 
— Был специальный тип больниц: ptochium – для неимущих и немощных. Кроме того, византийские врачи часто лечили бедняков бесплатно. Около 500 г. в Константинополе практиковал прославленный врач Иаков Психрестий – он отличался своими талантами диагноста и терапевта, а также тем, что, будучи штатным больничным врачом, при частной практике не брал платы с бедняков. Его отцом был известный врач Исихий из Дамаска, воспитавший еще двух сыновей-врачей – Асклепиодота и Палладия. Здесь нужно отметить, что практика безвозмездного врачевания была широко распространена среди врачей-христиан. В IV-VI веках сложилось почитание целителей-бессеребренников: святые Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита.

— Какую роль в вопросах благотворительности играла Церковь? 
— На первом Вселенском Соборе в Никее были приняты решения, обязывающие архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.

Благотворительность могла быть государственной, частной и церковной. Последняя проводилась на епархиальном, приходском и монастырском уровнях. Государство всячески обеспечивало ее. Например, предоставляя налоговый иммунитет благотворителям. Средства, причитающиеся государству, жаловались благотворителю. Известен «Податный устав» времен Льва Мудрого (886-912). По объяснению академика Г.А.Острогорского «при перечислении различных видов предоставляемых податных льгот и объяснении их причин и способов применения в параграфе 6 Податного устава говорится об изъятых (из писцовых книг) пожалованиях. «Эти так называемые изъятые пожалования, — говорит составитель Устава, — возникли в прежние времена и давались давно умершими императорами до царствования государя Льва, названного Мудрым. Возникли же они так: тот или иной император приказывал не взыскивать государственных податей с владений, принадлежащих тому или иному странноприимному дому, богадельне, монастырю, церкви или кому-либо другому, но упразднить их на вечные времена и считать императорским дарением. Ввиду этого, чтобы не подвергались беспокойству ни имеющие такое пожалование, ни взимающие подати и ведущие счета, графы этих пожалований совершенно вырывались и устранялись из писцовых книг».

Делами широкой благотворительности известны были патриарх Константинопольский Тарасий и Симеон Новый Богослов. Патриарх Тарасий (730-806), управлявший Церковью 22 года, вел суровую аскетическую жизнь и все свое имение тратил на богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а на Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Про Симеона Нового Богослова известно, что, когда в конце X в. он прибыл в Студийский монастырь, за неимением свободной кельи он был размещен именно в странноприимнице, которая имелась в каждом монастыре. Позднее, будучи назначен игуменом пришедшего в упадок монастыря св. Маманта, Симеон Новый Богослов сделал из него центр благотворительности, которая была настолько широкой, что некоторые чиновники подозревали его в растрате средств.

— Законы общества, связанные с благотворительностью, были одинаковы для мужчин и для женщин? Или были различия? 
— Любое частное лицо могло заниматься благотворительностью, располагая своим имением по своему усмотрению. Женщины обладали имущественными правами наравне с мужчинами.

— Эти законы действовали на всей территории Византийской империи? Касались ли они тех, кто жил в империи, но не являлся ее гражданином?
— Богоугодные учреждения, как частные, так и церковные, действовали согласно своим уставам. Для выявления возможных ограничений надо изучать именно их. В-целом же, поскольку государство покровительствовало всем богоугодным заведениям – как церковным, так и мирским – можно сказать, что принципиального различия по принципу гражданства в социальном попечении не было. Во всех городах были учреждения, занимавшиеся исключительно оказанием медицинской помощи больным людям. Причем медицинское обслуживание проводилось независимо от профессии, социального положения, национальности и пола больного: во всех филантропических учреждениях Византии абсолютно все могли лечиться либо совсем бесплатно, либо за очень умеренную плату.

(218)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели