«Крепкая семья — сильная Россия»

Все мы хотя бы краем уха слышали о Дне святого Валентина, иначе называемом Днём всех влюблённых. Традиция отмечать этот праздник пришла к нам из католического Запада, и мы на удивление быстро привыкли к ней. Удивление это скорее неприятно — ведь в дореволюционной России были свои святые, покровители не влюблённых, но любящих — Пётр и Феврония Муромские. Супруги, которые смогли пронести свои любовь, преданность и верность друг другу через всю свою жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю. Они умерли в один день и были похоронены вместе. Именно этим святым молились наши прабабушки и прадедушки, прося благословения на вступление в брак и укрепления того, что мы сегодня цинично называем «ячейкой общества». Пожалуй, сегодня большую часть читателей Повести о Петре и Февронии являются студенты-филологи, а дата 8 июля — день кончины этих святых известен ещё меньшему числу мирян… Может быть именно поэтому сегодня семьи распадаются почти так же быстро и часто, как и создаются? О том, что значил раньше и какую роль должен играть сегодня этот праздник в жизни русского человека, о молодёжи, о нравственности и о современном обществе мы беседуем с отцом Олегом Кириченко, старшим священником храма Иоанна Предтечи в Волгограде.

— Отец Олег, скажите: насколько это значимый праздник для русского человека и в чём его отличие от аналогичного ему дня Святого Валентина?

— Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Ведь в браке главное единомыслие, духовный стержень. К сожалению, должен констатировать, что сегодня часто соединяются пары, влекомые исключительно плотским инстинктом, который почему-то громко именуют любовью. Однако пройдёт какое-то время, и если этого духовного стержня не было, то брак не будет счастливым. Пётр и Феврония такой стержень в своей жизни продемонстрировали. Они любили друг друга любовью светлой, чистой, бескорыстной любовью, наполненной глубиной и необыкновенным духовным содержанием. Русь не даром называют святой — не потому, что здесь жили святые, а потому что русский человек не делает ничего на половину — «если грешить, так грешить, если молиться — так молиться, если каяться — так каяться». В этой поговорке как раз заключено главное качество русского человека — стремление к максимализму во всём.

День же святого Валентина — праздник, который пришёл к нам извне. Он совершенно чужд нам по духу и к тому же не имеет никакого отношения к реальной истории этого великомученника, который прославился вовсе не венчанием двух влюблённых, а тем, что предпочёл смерть поклонению идолам.

Современная цивилизация, как правило, поощряет всё языческое. Культ плоти, культ тела, процветающий сегодня, как раз характерен для язычества и прямо противоположен ценностям христианским. Но обществу подаётся то, что им, обществом, востребованно.

— И День святого Валентина, и день святых Петра и Февронии — это дни смерти. Насколько это правильно — праздновать такое мрачное событие, как смерть?

— Вспоминаю советское время, которое Вы не застали. Тогда тоже было принято праздновать день смерти Ленина, пока вдруг в чью-то голову не пришёл подобный вопрос, и тогда всё поменяли. На самом деле человек, который так говорит, не обладает религиозным сознанием. Ведь смерть на самом деле — это переход из одного мира в другой. Переход всегда сопровождается криком, болью и плачем. Если вспомнить мучеников, претерпевших мучения во имя Христа, то все они погибли страшной смертью. Но день их смерти в религиозном, христианском понимании всё равно праздник — праздник людей, которых мы называем Победоносцами.

— Какие традиции были связаны с Днём Петра и Февронии в прошлом и как, на Ваш взгляд, его нужно отмечать сегодня?

— Тогда было немного другое общество, немного другие традиции. В этот день супружеские пары старались вместе причащаться, испрашивали благословения и покровительства Петра и Февронии. Видите, сегодня мы расцерковлены, и поэтому о церковных правилах говорить не приходится. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы появлялись новые традиции, адекватные современной ситуации. Ничего нового изобретать не надо. Хорошо бы, чтобы в этот день супруг хотя бы просто поздравил, подарил цветы своей подруге жизни, сказал слова любви, благодарности, признательности… И семейным, и пока ещё не женатым парам достаточно просто провести день вместе, отметить это событие так, как мы отмечаем все остальные праздники — дни рождения и годовщины. Как его отмечать — это каждый должен решать для себя сам — в разумных, конечно, пределах. Но этот праздник обязательно должен вновь стать традицией — в первую очередь как альтернатива Дню святого Валентина.

— Вам в Вашей повседневной деятельности наверняка приходится сталкиваться с молодёжью и её проблемами. Что волнует сегодняшняя молодёжь?

— Вопросы разные, особенно у парней. У девушек же в основном проблемы личного характера, и они очень много размышляют на эти темы, сильно переживают все свои неудачи. Вообще молодёжь бывает разная. Та её часть, которая собирается в подъездах и устраивает безобразия — крикливая, шумная, невоспитанная — нельзя сказать, что её больше. Просто она кажется более заметной в силу своей агрессивности и того, что слишком громко заявляет о себе. Но есть другая молодёжь. Если побываете на воскресном богослужении, то вам будет трудно сказать, кого больше в храме — представителей старшего поколения или всё-таки молодёжи. В последнее время всё больше и больше приходит в храм молодых людей 15-17 лет. Их искренность поражает. Пожилые люди не могут каяться так, как молодые. Может, они и не всё делают так, как надо, но ведь это всё наживное. Главное то, что в душе молодёжи — по крайней мере той молодёжи, что приходит в храм, есть глубина, чистота — и жажда чистоты. И я убеждён в том, что такой молодёжи не меньше, чем тех, кто безобразничает.

Источник: «Вечерний Волгоград».

(24)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели