Миссионерский отдел Волгоградской епархии подготовил «Увещание для священников»

Все, кто недавно крестил своих детей или крестился сам, знают, что Церковь старается подготовить к этому Таинству его участников. За свечными ящиками можно видеть брошюрки с названиями: «Как проходит крещение в православии», «Правила крещения ребенка для родителей», «Выбор крестных». В большинстве храмов перед таинством крещения проводятся так называемые огласительные беседы.

Миссионерский отдел Волгоградской епархии подготовил «Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения». Адресовано это увещание не тем, кто креститься, а тем, кто крестит, то есть священникам. Это подборка распоряжений и высказываний Священноначалия Русской Православной Церкви о необходимости правильного совершения Таинства Крещения. Вот несколько выдержек из подготовленного материала.

Брошюра открывается словами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла:

—  Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II:

— В основах веры, благочестия, традиций все должно быть неизменно. Как верили наши отцы и деды, как хранили и оберегали эту веру, как жизнь свою полагали за ее чистоту и неповрежденность, так должно быть и сейчас.        .

Сохраняется формализм и в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется «конвейерный метод», когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком ― уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя. Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.

В некоторых приходах не проводятся катехизаторские беседы со взрослыми, даже перед совершением Таинств. Таинство Крещения взрослых нередко совершается совместно с младенцами, что создает обстановку хаоса и торопливости. Несмотря на наши многократные предупреждения о крещении взрослых в баптистериях, в ряде храмов взрослых продолжают крестить в детских купелях. Отцам благочинным по получении годовых отчет овследует проверить, сколько в каждом из приходов их благочиния крещено за год взрослых и имеется ли в храме баптистерий». (Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам ежегодного Епархиального собрания духовенства г. Москвы, 2000 год).

А вот что писал в своем Указе о крещении архиепископ Лука  (Войно-Ясенецкий), ныне причисленный к лику святых:

— К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, Таинство крещения совершается некоторыми священниками через обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в требнике. 50-е правило святых апостолов грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца, и Сына,  и Святого Духа. В Деяниях апостольских читаем, что для крещения вельможи эфиопской царицы апостол Филипп сошел вместе с ним в воду, что, конечно, было нужно для погружения крещаемого в воду. О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали святые отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды.

В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием; а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого.

12 января 1955 года

Да будет тверда ваша ревность о правде Божией, о канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения; женщины, имеющие некрещеных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены. Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию. Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства крещения, смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны. Таким образом, роль восприемников при крещении становится пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы. Если окажется невозможным найти таких восприемников, то крещение младенцев должно быть отложено до того времени, когда это станет возможным, или даже придется нам возвратиться к временам апостольским и древнехристианским, когда люди крестились только в сознательном возрасте и не нуждались в восприемниках. Напоминаю также о моем давнем строгом запрещении крестить обливанием, а обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода.

06 июня 1952 года

Рассуждая о святом Таинстве крещения, необходимо учесть следующее:

  1. Самое слово “крещение” в переводе с греческого языка, на котором было написано Священное Писание Нового Завета, означает “погружение”, а не обливание или окропление.
  2. Первый Узаконитель крещения, Господь наш Иисус Христос, крестился, войдя в реку Иордан и погружаясь.
  3. Святой апостол Филипп снисшел в воду вместе с евнухом, чтобы крестить его: “Снидоста оба на воду, ― говорит Священное Писание, — Филипп же и каженик: и крести его” (Деян. 8, 38).
  4. Православная Церковь всегда крестила через погружение, неукоснительно следуя Преданию апостольскому. Это видно из 7 правила II Вселенского Собора, в котором говорится о погружении.

Из второго тайноводственного поучения святителя Кирилла Иерусалимского, в котором также точно сказано: «Вы исповедали спасительное исповедание, и погрузившись трижды в воде, опять вынырнули”.

Святой Кирилл Иерусалимский так растолковал благодатную силу действий, совершаемых при крещении (Рим.6:4): «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни».

Из слов святого Василия Великого: “Тремя погружениями и столькими же призываниями совершается великое таинство крещения”.

  1. Погружение в воду, и притом троекратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова.
  2. Православная Церковь везде и всегда крестила и крестит через троекратное погружение в воду и возведение от воды.

 

 

 

(215)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели